Продолжение рубрики "История Добропольского края"
Шахтеры и крестьяне с большим энтузиазмом приветствовали победу Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, а затем решения I Всеукраинского съезда Советов, провозгласившего установление Советской власти на Украине. 31 декабря 1917 года на Эрастовском руднике состоялся митинг рабочих и крестьян, которые единогласно провозгласили власть Советов в поселках рудников и в окрестных селах. Был создан совет рабочих депутатов добропольских каменноугольных рудников. В состав его вошли Е. И. Агеенко, А. П. Иванов (председатель), И. Я. Лактионов, И. Т. Орлов, С. А. Стебнев и другие. 10 февраля 1918 года Совет принял решение установить 8-часовой рабочий день.
Правлению профсоюза, действовавшему на рудниках с марта 1917 года, совет поручил обеспечить контроль за наймом и увольнением рабочих, а также за финансовой деятельностью администрации. Однако шахтовладельцы саботировали решения совета - не вывозили добытый уголь на железную дорогу, срывали поставки лесоматериалов на рудники. Угледобыча снизилась до 3,5 тыс. пудов в сутки. Для того, чтобы преодолеть сопротивление капиталистов, с 1 марта 1918 года совет ввел на рудниках рабочий контроль.
Вторжение на Украину австро-германских войск прервало дальнейшие революционные преобразования. Оккупанты, захватившие в апреле 1918 года рудничные поселки, установили режим кровавого террора. Совет был разогнан, его председатель расстрелян. Профсоюзные организации запрещены. Однако в Святогоровском и Эрастовском поселках они продолжали существовать нелегально, поддерживали связь с союзом «Горнотруд» в Гришино, действовавшем подпольно. Большевики Д. Г. Зайцев, В. А. Коршунков, С. И. Тютюнник и другие возглавили борьбу рабочих и крестьян против оккупантов и гетманщины. Подпольщики распространяли среди рабочих и крестьян большевистские листовки. В августе 1918 года эта группа подготовила и провела трехдневную забастовку солидарности горняков с бастующими рабочими Гришинского железнодорожного узла. Под руководством большевиков на рудниках формировались повстанческие отряды.
Во второй половине ноября 1918 года австро-германские войска начали уходить из Донбасса. Им, а также германцам наносили удары повстанцы-шахтеры, находившие широкую поддержку крестьян. 18 ноября восставшие обезоружили гетманскую варту в поселках и в волостном центре Святогоровке. Власть взял в свои руки ревком в составе Н. У. Булавина, С. Л. Опрокова, И. Я. Серикова, П. Т. Шатохина, опиравшийся на поддержку трудящихся. Советская власть здесь была восстановлена еще до прихода Красной Армии. В январе 1919 года в поселках Святогоровского и Эрастовского рудников были вновь созданы советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Главное внимание советы уделяли возобновлению работы шахт. Руководство национализированными рудниками перешло к вновь созданным комитетам по делам управления шахтами и Гришинскому районному Совету народного хозяйства. Постепенно росла угледобыча. В феврале 1919 года Святогоровский рудник дал 160 тыс. пудов угля, в марте -170 тыс. пудов. Святогоровский совет занимался также укреплением революционного порядка, обеспечением тружеников продовольствием. При его содействии возобновлены занятия в начальной школе.
Безземельные и малоземельные крестьяне Прасковеевки, как и всей волости, получили наделы. Рабочим выделили участки под индивидуальные огороды. 23 мая 1919 года поселки рудников захватили деникинские банды. Они восстановили ненавистные народу буржуазно-помещичьи порядки. Свирепствовали каратели. 26 мая их отряд во главе с местным помещиком Роговским учинил расправу над рабочими Эрастовского рудника: И. Т. Орлова и Н. И. Костина расстреляли; машиниста подъема, члена Совета И. Я. Лактионова и других избили шомполами; арестовали рабочих И. Ф. Духа, А. К. Литвинова, Н. А. Севастьянова, М. Л. Тимощука. Шахтное хозяйство пришло в негодность. Прекратилась угледобыча.
Жестокий деникинский режим вызвал всеобщее возмущение трудящихся. В поселках возникли подпольные организации. Многие активные борцы против деникинщины подверглись репрессиям. Одной из жертв деникинской контрразведки стал А. В. Печерица. Он был арестован при выполнении задания Гришинского подпольного большевистского комитета в Степановке. После издевательств и зверских пыток, не вырвав у него ни единого слова, враги закопали его в землю живым.