Как киллер компартии стал главным чекистом ГДР
Больше 30 лет всесильный Эрих Мильке возглавлял министерство госбезопасности ГДР. При нем "штази" стало государством в государстве. Как он достиг вершин власти? И что с ним стало потом?
25 лет назад начался судебный процесс над Эрихом Мильке (Erich Mielke) - министром госбезопасности бывшей ГДР, который занимал этот пост больше 30 лет, до самого конца ГДР. Под его руководством МГБ стало государством в государстве, во многом определяя политику страны. Более 90 тысяч штатных сотрудников "штази" и 173 тысячи внештатных стукачей собирали досье даже на школьников и глубоких стариков, обучали террористов, шпионили за западными политиками и учеными...
В октябре 1993 года Эрих Мильке был приговорен к шести годам заключения, причем не за преступления, совершенные им в качестве главы тайной полиции ГДР, а за убийство берлинских полицейских, совершенное им еще в 1931 году. Так он начинал свою карьеру - киллером компартии.
Объяснение в любви
Кстати, полного срока после суда он не отсидел. Его выпустили раньше, потому что медицинская экспертиза признала Мильке негодным к отбытию наказания в тюрьме. У него тряслась голова, передвигаться он мог только на инвалидной коляске, не мог вспомнить даже своих бывших заместителей, поминутно хватался за сердце... Мильке прожил еще пять лет и умер в почтенном возрасте, немного не дотянув до 93-летия.
И все же возмездия он не избежал. Таким возмездием было его последнее публичное выступление на заседании Народной палаты ГДР в ноябре 1989 года - всего через несколько дней после падения Стены, которую он строил и охранял. Вчера еще боявшиеся его до дрожи в коленках депутаты смеялись над потерявшим всю свою власть главой "штази". А он, как обиженный ребенок, растерянно кричал с трибуны: "Мы работали в очень тесном контакте с трудящимися... Да... Я же всех люблю, всех людей..."
Темное дело, белые пятна
Эрих Мильке вырос в Берлине. В школе проучился лишь до седьмого класса. Он писал позже в анкетах: "Пришлось бросить школу и пойти работать, так как надо было кормить семью". Однако найденные уже после объединения Германии документы говорят о другом: он учился с трудом и уровню гимназии просто не соответствовал. Между прочим, противоречивы и данные о том, когда Эрих Мильке вступил в компартию Германии. В одних гэдээровских публикациях называется 1925 год, в других - 1927-й, а сам министр госбезопасности как-то утверждал, что стал членом КПГ уже в 1924 году. Достоверно известно, правда, что в начале 30-х годов, когда КПГ возглавил верный сталинец Эрнст Тельман (Ernst Th?lmann) и она превратилась в полностью зависимую от Москвы партию, Эрих Мильке был бойцом одного из так называемых "отрядов самообороны", входивших в нелегальную военную организацию немецких коммунистов.
Начало 30-х годов было в Берлине особенно горячим. Общество поляризовывалось, радикалы (национал-социалисты и коммунисты) призывали к революции и свержению "гнилой буржуазной демократии". Вблизи площади Бюловплац, где КПГ проводила свои митинги, то и дело происходили столкновения с полицией. 9 августа 1931 года, когда один из патрулей подошел к группке молодых людей, раздались выстрелы. Двое полицейских были убиты, третий тяжело ранен. Стрелявшие, одним из которых был Эрих Мильке, скрылись.
Мильке никогда не раскаивался в содеянном. Наоборот - гордился. Протоколы суда, который заочно (Мильке скрывался тогда в СССР) приговорил его к смертной казни, министр госбезопасности бережно хранил в личном сейфе в штаб-квартире "штази". Кстати, на свою беду хранил. Там их и нашли после его отставки, и документы эти - в частности, показания свидетелей - позволили осудить его через шесть с лишним десятилетий после совершения убийства берлинских полицейских, ведь по немецким законам убийство не имеет срока давности.
Вообще в сейфе главного чекиста ГДР обнаружили много интересного: секретные донесения, документы, касающиеся обслуживания (закрытых распределителей, спецмагазинов и тому подобного) высшей партийной номенклатуры ГДР, и главное - множество документов, фотографий, старых газет и писем, рассказывающих о жизни Мильке. Выяснилось, что в биографии главы "штази" оказалось немало противоречий, неясностей, белых пятен. Это касается, например, его участия в гражданской войне в Испании и борьбе в подполье во время Второй мировой войны во Франции и Германии. Однако когда речь заходила о военном времени, Мильке отделывался односложными формулировками: "Выполнял задание партии".
Спасибо товарищу Сталину
Кое-что все же известно, хотя сведения очень скупы. Так, в Испанию Мильке прибыл из Москвы, где после бегства из Германии несколько лет проучился в знаменитой коминтерновской школе. В Испании охотился на местных "троцкистов", арестовывал их и допрашивал.
Сталина Мильке обожал и всегда преклонялся перед ним. Глава "штази" не скрывал своих пристрастий и с одобрением отзывался о беспощадной борьбе с "врагами народа", которую вел Сталин. Что касается тщеславия Мильке, то об этом говорит хотя бы такой факт: в книге немецкого историка Хериберта Швана (Heribert Schwan) "Человек, который был штази", рассказывающей о Мильке, полный список наград, которых тот был удостоен (орденов, медалей, памятных значков, почетных грамот и тому подобного) занимает 12 страниц! Товарищ Мильке получил, среди прочего, пять орденов Карла Маркса и четыре ордена Ленина. У него были также болгарские, чешские, венгерские, кубинские, вьетнамские, монгольские ордена и медали, значок "Заслуженный динамовец", звания почетного железнодорожника, заслуженного строителя и заслуженного мастера спорта ГДР, золотое перо Союза журналистов ГДР...
За что боролись?
После ареста Мильке на его счетах обнаружили более 750 тысяч марок ГДР. Еще около четверти миллиона марок заведующий секретариатом министра успел снять с книжки, и они пропали. Столько среднестатистический гражданин ГДР мог заработать лет за 60 - если бы, конечно, не ел, не пил, не покупал одежду и не платил за квартиру.
Летом и осенью 1989 года, когда уже десятки тысяч жителей Восточной Германии почти открыто бежали на Запад, когда почти во всех крупных городах шли демонстрации протеста, всесильный шеф "штази" искренне верил, что все это - происки империалистов, и народ по-прежнему предан власти...
Мирная революция и падение Берлинской стены застали главного чекиста ГДР врасплох. Он приходил, молча отсиживал в своем кабинете положенные часы и никаких распоряжений не давал. Его власти пришел конец.