Встреча Трампа и Абэ вернула мир в эпоху Рейгана?
Помните те времена, когда на экраны только вышел фильм "Империя наносит ответный удар", а песня Майкла Джексона "Beat It" была свежим хитом? Даже если нет, то, судя по отношениям США и Японии, возвращение в 1980-е не за горами.
Именно тогда Мадонна задала тренд на объемные тканевые резинки для волос, которые были у каждой девочки-тинейджера, а Джейн Фонда перевела лайкру и гетры в разряд модного аксессуара.
Кроме того, все пользовались кассетами и кассетными плеерами, а пределом мечтаний был плеер Walkman производства японского электронного гиганта Sony.
Но не все были такими поклонниками азиатского влияния.
Такие книги, как "Япония как номер один: уроки для Америки" Эзры Фогеля были бестселлерами, отражая антагонизм, который испытывало большинство американцев в отношении растущей азиатской сверхдержавы.
А тогдашний президент США Рональд Рейган резко критиковал Японию за нежелание открыть свои рынки для американских товаров.
"Мы продаем машины в Японии, но они делают все, что в их силах, чтобы сделать это невозможным, и при этом они продают нам свои японские машины", - примерно такая риторика обычно звучала в те дни.
Только это не слова Рейгана в 1982 году. Это слова Дональда Трампа в 2017-м.
Неужели мы откатываемся назад в 1980-е? Это уместный вопрос - особенно сегодня, когда премьер-министр Японии Синдзо Абэ встречается с Дональдом Трампом, чтобы сыграть в гольф и обсудить серьезные вопросы.
Валютный вопрос будет одним из центральных на этих переговорах. Как и в 1980-е, американский доллар крепче японской иены, что означает, что японские товары стоят дешевле для американских потребителей.
Тогда, как и сейчас, автомобильный сектор и сельское хозяйство были двумя основными камнями преткновения в отношениях двух стран.
Автомобили, коровы и цитрусовые привели к растущему дефициту торговли американскими товарами в Японии, объем которой в то время составлял почти пятую часть ВВП США.
Сегодня торговый дефицит между двумя странами сократился вдвое, но во время своей встречи Трамп и Абэ будут, скорее всего, обсуждать все те же три ключевых момента.
1. Автомобильный сектор
В 1980-х японские автопроизводители построили заводы в США, чтобы отбиться от нападок в демпинге продукции на американских рынках.
В результате сегодня из более чем шести млн японских автомобилей, которые продаются в США, лишь порядка одного миллиона производятся в Японии.
Но, видимо, этого недостаточно.
Автоконцерн Toyota вызвал бурю гнева Трампа из-за строительства своего автомобильного завода в Мексике. Представители Toyota в ответ заявили, что в течение пяти следующих лет вложат в экономику США 10 млрд долларов.
Но, по мнению аналитиков, жесткий спор на автомобильной почве не прекратится до тех пор, пока Токио не пойдет на значительные уступки в других сферах - в особенности это касается сельского хозяйства.
2. Сельское хозяйство
Чтобы защитить своих фермеров, Япония облагает в среднем 14-процентной пошлиной все ввозимые в страну сельскохозяйственные товары. Для сравнения, тариф США на такие же товары составляет лишь 5%.
Если бы соглашение по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) было достигнуто, многие японские пошлины были бы отменены. Например, тарифы на говядину - основной продукт сельскохозяйственного экспорта США в Японию - сократились бы на 74% в течение 16 лет.
Но в первые же дни своего президентства Трамп подписал указ о выходе Америки из ТТП. Он полагает, что если Япония хочет торговать в США и продавать свои автомобили американским потребителям, то тарифы должны быть снижены еще более значительно.
3. Валюта
Трамп уверен, что Япония использует валютную политику и государственное вмешательство, чтобы иена оставалась слабее американского доллара, и японские товары в США - дешевыми.
Но для Токио такая риторика не в новинку. В 1985 году Япония подписала "Соглашение Плаза", согласно которому курс иены вырос на 46% относительно американского доллара.
Некоторые экономисты считают, что это привело к так называемому "потерянному десятилетию" в Японии - периоду, когда низкие зарплаты и низкий экономический рост нанесли стране урон, от которого она до сих пор до конца не оправилась.
Поэтому Токио с настороженностью относится к любым договоренностям, которые могут привести к укреплению иены.
Это особенно актуально сейчас, когда каждый неосторожный твит Трампа заставляет инвесторов обратиться к безопасной иене, что, в свою очередь, осложняет задачу Японии удерживать свою национальную валюту в необходимых для экономического восстановления рамках.
Премьер-министру Абе потребуются громадные усилия, чтобы убедить Трампа, что Япония сегодня сильно отличается от 1980-х и не должна становиться объектом его торговой ярости.
Но только одна вещь с тех времен осталась прежней: зависимость Японии от США.
Многие торговые льготы, предпринятые Токио в 80-х и нацеленные на то, чтобы успокоить США, исходили из геополитических соображений. Япония хотела, чтобы США продолжали военную и политическую поддержку Японии.
И это отчасти верно и сегодня.
Абе, возможно, придется пойти на ряд уступок, чтобы новый американский президент принял его точку зрения - даже если корпоративный мир Японии несколько пострадает в результате заключенной сделки.