Михаил Минаков: Возможно, Порошенко будет завидовать Ющенко
Политический философ, исследователь постсоветских политических культур Михаил Минаков в интервью LIGA.net - о теневых центрах принятия государственных решений, новых выборах, уничтожении украинского многообразия в сфере культуры и общественных отношений и тупике узурпации.
- Нужно ли проводить досрочные выборы? Вам известны аргументы за и против заинтересованных сторон, каково в аше мнение?
- Сейчас речь идет уже не о мнениях, а о ситуации с нынешним политическим режимом, сложившейся на начало 2017 года. В 2014-2015 наша политическая система, которая испытала значительный удар в результате и Майдана и начала войны, постепенно восстанавливалась, получала новую легитимацию - у нас появились новые легитимные президент и парламент, затем важные реформы, в том числе достаточно успешная военная реформа, которая позволила остановить распространение войны.
Но этот период роста легитимности украинской политической системы сменился 2016 годом, когда остановились реформы, а власть была сконцентрирована в руках одной финансово-политической группы. Индекс экономических реформ (iMoRe), который составляет Vox Ukraine показывает, как в течение всего года активность реформаторская падала до нулевой отметки в конце 2016 года.
Но самое важное состоит в том, что в 2016 году одна финансово-политическая группа (ФПГ) установила контроль почти за всеми центрами власти в Украине. Только МВД, МОН и Минюст остаются под контролем ФПГ Яценюка-Авакова.
На сегодня в Украине нарушена система сдержек и противовесов. Наметилась авторитарная тенденция, состоящая в установлении персоналистского режима в нашей стране. Уже невозможно не замечать, что президент консолидировал власть таким способом, который противоречит конституции и предусматриваемой ею парламентско-президентской модели.
Президентская ФПГ противостоит любым попыткам проведения выборов - способа, которым граждане проводят неконтролируемую ротацию элит у центров власти.
- Тем более при последней социологии.
- Да, верно. И получается, что выборы на данный момент невозможны.
Этому препятствует, во-первых, то, что у нас морально и фактически устаревший закон о выборах, а новые законопроекты о выборах (в идеале Избирательный кодекс) положены под сукно.
Во-вторых, ЦИК, ответственный за проведение выборов, сегодня не имеет легитимного состава: у 13 из 15 членов истек срок полномочий из-за непереизбранных членов. Да еще и глава ЦИК, Михаил Охендовский, находится под уголовным следствием.
Правящей ФПГ выгодно создать все условия для того, чтобы выборы были невозможны, или же максимально управляемы. Итак, в феврале 2017 года у нас нет ни качественного закона о выборах, ни легитимного органа, который мог бы их провести.
Однако снежный ком противоречий между властными и оппозиционными ФПГ, региональными кланами, ветеранскими и волонтерскими сетями, радикальными группами, местными общинами и другими частями общества нарастает. И решить их, или хотя бы снизить их деструктивный потенциал, могут уже не парламентские выборы, а одновременные парламентские и президентские выборы. Только в результате этого можно восстановить легитимность правления, возобновить реформы в интересах всего общества, и пересмотреть ошибки, сделанные в 2015-2016 года.
- Провести легитимные выборы сегодня нельзя, это понятно, а нужно ли?
- Не просто нужно, а необходимо. Но для того, чтобы провести эти выборы конструктивно и эффективно, так, чтобы это не привело к новому витку дисбаланса и насилия, нужен новая, хорошо подготовленная законодательная база. В идеале, избирательный кодекс, направленный на усиление представительской функции парламента и подотчетность президентского института. Затем необходим серьезный национальный диалог о первоочередных задачах для нового парламента, правительства и президента. И к зиме/осени-2017 провести выборы президента и парламента.
- Вы ведь знакомы с последними соцопросами и видите, кто придет в Раду и в какой конфигурации в случае проведения досрочных выборов. Можно ли при таком раскладе вообще будет говорить о возобновлении реформ?
- Важно вернуть Украине верховенство права, действующую конституцию и баланс сдержек и противовесов, даже если эта система соперничающих кланов. Если этого не делать, наш комплексный кризис - военный, политический и экономический - будет только продолжаться.
- Год назад вы сказали " Вместо парламентаризма мы видим диктат олигархических групп и партийных вождей над коалицией в Раде". Сейчас коалиция выглядит иначе, в стране многое изменилось, можете ли вы повторить то же самое?
- Ситуация стала еще хуже. Если тогда теневая структура парламента позволяла существовать коалиции и хотя бы отчасти делать режим соответствующим конституции, то сегодня правящей коалиции нет. И вопреки этому, парламент продолжает работать, и даже способен вести результативные голосования. Однако с каждым днем молчания спикера о составе коалиции, легитимность парламента и принятых им законов истощается.
- Народный фронт и БПП говорят в ответ на это: 226 голосов для законов есть, законы принимаются, значит, есть и коалиция.
- Законы принимаются, совершенно верно. Но принимаются они вследствие решений, принятых довольно далеко от парламента, на улице Банковой.
Сегодня мы не знаем, кто на самом деле входит в принимающее законы парламентское большинство, и какие преференции за лояльность им обещает Банковая.
- При том уровне укрепления, как вы говорите, узурпационной власти, можно ли изменить ситуацию мирным путем?
- Мне кажется, что потенциал рациональности у президента и его окружения довольно высокий. Петр Порошенко - самый образованный и подготовленный к правлению президент, которые когда-либо были в независимой Украине. Он способен просчитать опасности и риски, и не допустить развитие ситуации до кровопролития, как прошлый президент.
- Оцените баланс ветвей власти в Украине на данный момент. В чем слабые места и риски?
- Как я уже говорил выше - дисбаланс власти уже произошел в пользу президентской ветви. Это неконституционно. Все стратегические решения принимаются на Банковой. Администрация президента заменила и парламент, и конституционный суд, и правительство.
- Евгений Марчук в интервью LIGA. net заявил, что Украине для консолидации власти и эффективному противостоянию российской агрессии необходим " временный мягкий авторитаризм" и президентская форма правления лет на 10. Ваше мнение на этот счет?
- Даже если принять гипотезу господина Марчука о том, что президенциализм и авторитаризм могут спасти Украину (в чем я очень сомневаюсь), то это должно быть сделано посредством референдума. Не может реальный политический режим существовать в противоречии с кодифицированным правом. Если господин Марчук, как и ряд украинских интеллектуалов, поддерживает отказ от гражданских прав и свобод, то это должно быть проговорено открыто и вынесено на суд граждан.
Я считаю, что авторитаризм - худший из политических способов решать общественные проблемы.
Людям из спецслужб нельзя становиться ни политиками, ни правителями. Набор навыков и знаний спецслужбистов и силовиков необходим для защиты общества и государства. Они крайне важны для нас. Но когда защитники-силовики становились у руля государства, то тут всегда и везде начинались большие проблемы.
- Акцент не на отказ от свобод был - речь о вынужденной консолидации власти на фоне войны.
- Да, я внимательно читал интервью господина Марчука. И вижу и то, что сказано им и между строк. Высказываемый Марчуком аргумент о консолидации уже был использован в 1998-2001 в России. И его озвучивали коллеги господина Марчука по цеху КГБ, как и патриотическая общественность. Но отданные свободы невозможно вернуть. Путинский общественный договор начала 2000-х привел к сегодняшнему путинизму и всем его последствиям как для России, так и нашего региона вцелом.
Война на постсоветском пространстве всегда использовалась для создания и усиления авторитартных режимов. Они живут маленькой войной, и воспроизводят ее для своей постоянной ре-легитимации.
- В чем Кабмин Яценюка отличается от Кабмина Гройсмана. Как эта рокировка сказалась на стране?
- Кабмин Гройсмана - это правительство, которое уже почти полностью принадлежит президентской ФПГ. В этом кабинете лишь несколько министерств возглавляют ставленники других ФПГ. В парламентско-президентской республике с точки зрения развития страны и обслуживания граждан пост главы правительства важнее должности президента. Именно поэтому винницкому клану было критически важно посадить на этот пост своего человека. С приходом господина Гройсмана на пост премьера установление одноклановой системы завершилось.
- Это распространенная точка зрения, но очевидность того, что Гройсман играет в свою игру и уже начал конфликтовать с президентом, скоро трудно будет скрывать.
- Каждый региональный политический клан имеет свои особенности и специфику. " Винницкие" никогда не были солидарны между собой. Винницкий, или даже " подольский" клан всегда имел много внутренних конфликтов, там часто происходили предательства и распри. В отличие от донецкого регионального агломерата кланов, который всегда был монолитнее, умея находить общий интерес. В днепропетровском агломерате кланов тоже четче были проработаны механизмы принятия решений; тут всегда были своеобразные " диспетчеры", умевшие сглаживать конфликты. У " винницких"/" подольских" этого нет.
Идет кампания по установлению контроля над основными СМИ, в первую очередь, над телеканалами. 1+1, СТБ, 112 и NewsOne в последние месяцы сообщали о давлении на себя со стороны властей.