«Запорожсталь»: благотворительность ничто, пиар – все
Пока в Запорожье после публикации отчета Фонда обороны области, внимание СМИ приковано к персоне ее основателя Павла Молчадовского, совершенно несправедливо был проигнорирован разговор по сути вопроса. А поговорить есть о чем.
Нет, о самом Фонде обороны области мы сегодня говорить не будем. Просто оттолкнемся от него, как от хорошего повода взглянуть на ситуацию более предметно и подвести кое-какие итоги.
Итак, Запорожье – прифронтовая область, восточные районы которой находятся всего в нескольких десятках километров от зоны АТО. Вот уже больше года Украина ведет кровопролитную войну за свою независимость, защищаясь от внешней агрессии. За год мы смогли с нуля построить новую украинскую армию, волонтеры доказали, что каждый способен сделать что-то для страны, простые украинцы, несмотря на объективные экономические проблемы, терпят все невзгоды и исправно платят военный сбор. Возникает резонный вопрос – а что же наши промышленные гиганты, которые, когда это выгодно, кичатся своим положением, называя себя «градообразующим и» и «стратегически ми». Что за год они смогли сделать для своего народа и страны? Уже упомянутый отчет Фонда обороны области содержит информацию о том, что четыре из пяти миллионов гривен, которые удалось собрать для повышения обороноспособности области приходятся на двух титанов запорожской промышленности – «Мотор Сич» и «Запорожсталь». Оба предприятия практически в равных долях наполнили фонд пожертвованиями.
Однако это только по той информации, которая всплыла в прессе. Как сообщили наши источники, чуть больше месяца назад «Запорожсталь» внезапно отказалась от финансирования Фонда обороны области, потребовав техническую документацию, которая составляет военную тайну. Пойдя на такую провокацию, комбинат получил формальный повод для того, чтобы вовремя соскочить. На данный момент, «Мотор Сич» нарастил финансирование, а вместо «Запорожстали» к проекту подключилась другое запорожское предприятие – «Ивченко-Прогрес с». Фонд от вылета «Запорожстали» в материальном плане не потерял – прогрессовцы взяли на себя обязательства полностью компенсировать столь странный форс-мажор, проявив истинную патриотическую позицию.
Что же случилось с «Запорожсталью », руководство которой на каждом углу кричит о том, что их предприятие – настоящее сердце города. Неужто прихватил инфаркт?
Дело в том, что отказ финансировать фонд пришелся как раз на старт активной агитационной кампании Владимира Буряка – кандидата в мэры от «Запорожстали». Если подчитать стоимость наружной рекламы и размещений в СМИ – а бордами с Буряком в последний месяц изуродовали весь город – то мы выйдем как раз на сумму в 1-1,2 млн. грн. Это как раз те деньги, которые комбинат планировал инвестировать в Фонд обороны области. В итоге патриотизм разменяли на политические амбиции. А все потому, что Ринату Ахметову крайне важно проглотить Запорожье, рассадив своих людей по властным кабинетам. Запомните эту цифру – 1-1,2 млн. Именно во столько на деле «Запорожсталь» оценила свою репутацию.
О чем это говорит? Неужели у металлургическог о гиганта не оказалось лишних денег для того, чтобы покрыть оба направления. Видимо, слухи о том, что у Ахметова заканчиваются деньги, оказались не такими уж и преувеличенным и. А если нужно выбирать между поддержкой власти и защитой своих шкурных интересов, то выбор в пользу государства Ахметов не делал никогда. Ни в 2004 году, когда пытался усадить Януковича на трон, ни в 2010-м, когда ему это удалось, ни в 2014-м, когда он фактически привел боевиков в свой родной край. С чего вдруг он будет думать о Запорожье, которое он воспринимает исключительно как сырьевой придаток своей империи?
Именно поэтому в Запорожье сложилось два подхода в отношении крупных предприятий к государству – патриотический и откровенно вредительский.
Когда в стране полыхнул Донбасс и ни о каких отношениях с Россией язык даже не поворачивался говорить, в городе все пристально следили за хозяином «Мотор Сичи» Вячеславом Богуслаевым, известным своей консервативной позицией и многолетним опытом работы с агрессором. Тогда все говорили – «Мотор» выберет прибыль и глаз не спускали с предприятия, которое поспешили обвинить чуть ли не в сепаратизме. Тем не менее, Богуслаев сразу же занял проукраинскую позицию и за год доказал это не на словах, а на деле. Некогда чуть ли не на 80% зависимый от российского рынка «Мотор» быстро переориентировал ся на новые рынки, и нашел свою нишу в работе по госзаказу. В конце прошлого года Минобороны договорилось с Богуслаевым о выпуске и ремонте авиационных двигателей для украинской армии на сумму в 68 млн. грн. В этом году процесс сотрудничества «Мотора» и государства только ускорился – общая сумма поставок превысила 173 млн. грн. В итоге все довольны – власть получила современную отечественную продукцию, а запорожское предприятие – компенсировало потерю рынка и сохранило прежние объемы производства. Кроме того, «Мотор» сейчас активно работает над заключение контрактов с Саудовской Аравией и Индией, с саудитами есть даже планы строить совместный завод. Так что прогнозы россиян о том, что без их рынка «Мотор» загнется, оказались лишь розовыми мечтами.
На ахметовской «Запорожстали», которая еще в период захвата власти боевиками на востоке металась из угла в угол, думая, к кому пристать, выбрали принципиально другую политику. После начала войны на Донбассе, «Запорожсталь» превратилось в закрытое удельное княжество, последний рентабельный актив бывшего донецкого олигарха и неприкасаемый алтарь вымываемой прибыли. А как ее зарабатывает «Запорожсталь»? Правильно, банальной продажей сырья, производимого допотопными технологиями, главное следствие которых – ужасающее загрязнение запорожского воздуха. Именно поэтому на комбинат уже давно никого без специальной санкции не пускают – промплощадка, которая раньше служила трибуной для публичных людей города, стала вотчиной одного человека, отгородившись от власти железным занавесом.
Когда «Запорожсталь» должна была отказаться от вопиющего для XXI века мартеновского производства. Не помните? Я вам подскажу – 10 лет назад. Стоимость реальной экологической программы, которая бы избавило Запорожье от ахметовских канцерогенов составляет 1,5 млрд долл. Экологическая «показуха» комбината измеряется пока другими цифрами – 70 млн грн. И то это лишь заявка.
То, что «Запорожсталь» не торгует с Россией – миф, созданный посредством регулярных информационных вбросов на эту тему. На самом деле, помимо Турции и Китая, о которых рассказывает руководство комбината, среди главных партнеров «Запорожстали» до сих пор значится Российская Федерация. Это к вопросу о патриотизме и государственных интересах. А почему не получается сменить приоритеты? Потому что не никто не считает нужным ни копейки вкладывать в модернизацию. Тот же «Мотор» занимается высокотехнологич ным производством, спрос на него есть всегда, «Запорожсталь» – это один большой старый мартен, выпускающий металлопрокат. Его качество с учетом 80-тилетнего износа не выдерживает просто никакой критики. Но ахметовцы предпочитают работать «на хапок» - сегодня продали, и супер. Что же касается государства, то на «Запорожстали» всегда думали только так: государство – это. И плевать на все остальное.
Но продают же за валюту. Значит, по идее, получаю больше прибыли, если брать во внимание трехкратное падение гривны. Думаете, кто-то после этого поднимает зарплаты? Зачем. Как было 5-6 тыс. грн, которые человек получал, поставив на кон свое здоровье, так и осталось. С другими предприятиями сравнивать некорректно – на «Запорожстали» за счет дешевизны производства совсем другая структура расходов. Но доля заработной платы в себестоимости товара при этом занимает – вдумайтесь только – 2-3%. Это уровень экваториальной Африки!
Ладно, не можете поднять зарплату, хотя бы не сокращайте. Но у Ахметова своя точка зрения на этот вопрос – за три года работы его ставленника Ростислава Шурмы с предприятия было уволено более 3,5 тыс. человек. Множим на количество членов семьи и получаем 10 тыс. человек оставленных без средств к существованию. Хотя, чему удивляться, на Донбассе они 5 млн. бросили, и ничего.
Особое внимание стоит уделить вопросу мобилизации. Все предприятия области с пониманием относятся к этому процессу, находят общий язык с военкоматами и выполняют закон, и только одна «Запорожсталь» умышленно срывает призыв.
И после всего этого, мы читаем заголовки о том, что «Запорожсталь» инвестирует в обороноспособнос ть региона. О том, что 2 млн. грн. перечислили в Фонд обороны области. О том, что Владимир Буряк запускает социальные программы и перерезает ленточку на каждом углу. Хотелось бы все эти вопросы задать Владимиру Буряку. Интересно, согласится поговорить о «патриотической» политике комбината, а не о детских площадках и лавочках, или снова убежит от прессы по-английски? Еще ж столько субботников до выборов нужно провести…