Новости и события » Мото » Этика и создание самоуправляемых автомобилей: в поиске золотой середины

Этика и создание самоуправляемых автомобилей: в поиске золотой середины

Этика и создание самоуправляемых автомобилей: в поиске золотой середины

Автономно управляемые автомобили прошли сотни тысяч километров, отработали ряд серьезных задач, но это еще не те самоуправляемые автомобили, которые готовы решать задачи обычных человеческих водителей, с которыми те сталкиваются ежедневно и бровью не ведут. По мере того как автономные автомобили постепенно получают разрешение на улицах, инженеры, которые их конструируют, сталкиваются с необходимостью включать этику в алгоритмы принятия решений. Для этого им приходится консультироваться с философами.

Уилл Найт так описал в MIT Technology Review систему, организованную Крисом Гердесом из Стэнфордского университета и Патриком Лином:

«Они реализуют различные этические параметры в программном обеспечении, которое управляет автоматизированными транспортными средствами, а затем тестируют код в моделях и даже реальном транспорте. Такие установки могут, к примеру, сообщить автомобилю поставить в приоритет избегание людей выше избегания припаркованных автомобилей или не обращать внимание на белок».

Изучение различных точек принятия решений и того, как самоуправляемые автомобили могут на них реагировать, нацелено на повышение сложности текущих систем, к примеру, в автомобилях Google. Инженеры пытаются создать алгоритмы, которые позволят автомобилю избегать плохого исхода - или хотя бы выбирать лучший из худших. К примеру, Гердес представляет такой сценарий, в котором самоуправляемому автомобилю нужно выяснить, что делать, когда ребенок бежит навстречу автомобилю, и чтобы его не ударить, придется столкнуться с фургоном на встречной полосе:

«С точки зрения человека, одно из этих препятствий имеет более высокую ценность, чем другое, - говорит Гердес. - Что нужно делать автомобилю?».

Гердес отмечает, что с точки зрения этики может быть допустимо подвергнуть опасности пассажиров самоуправляемого автомобиля. «Если бы можно было избежать столкновения с ребенком, если бы это спасло ему жизнь, могли бы мы травмировать пассажиров транспортного средства? Это очень сложное решение, которое ляжет в основу алгоритмов, с которыми автомобили будут работать каждый день».

Что особенно интересно в самоуправляемых автомобилях, так это технология выстраивания ценностей. Философы от технологий могут заметить, что в технологиях это происходит постоянно, но зачастую это незаметно невооруженным глазом. Выстраивание ценностей в процессе проектирования самоуправляемого транспорта более очевидно, поскольку перед инженерами стоит задача спроектировать процесс принятия решений людьми, который зависим от этической базы.

В нашем современном мире вождение может быть областью, в которой мы более всего зависим от этики - по крайней мере когда-то что-то идет не так - и эта этика является неотъемлемой частью нашего разделения мира. Сложности добавляет то, что мы делим этот мир с другими людьми (а также белками, кошками, собаками, зайцами на дорогах), некоторые из этих людей находятся в автомобилях, другие на мотоциклах или на ногах; некоторые из этих людей водят хорошо и быстро реагируют на новую информацию, другие отвлекаются или медленно реагируют; некоторые используют зеркала и сигналы, другие просто пытаются как можно быстрее добраться из пункта А в пункт Б.

Когда смесь людей и машин и, как следствие, стилей вождения приводит к столкновениям или того хуже, мы изучаем решения, которые привели к плохому результату, соответствующим образом распределяя ответственность. Мы говорим о том, что люди должны были поступить по-другому. Говорим об этике.

Тем не менее непонятно, как много явной этической установки получают люди, когда учатся водить. Помимо инструкций о том, как держать руль, и тестов на бумаге, а также водительской практики, укладывающейся в рамки конкретных законов, остальное остается на откуп нравственной интуиции каждого водителя. Глядя на некоторых водителей во время часа пик, иногда кажется, что они нарушают законы как конкретной пробки, так и законы физики. Они садятся за руль и забывают, что автомобили на их пути являются не пустыми препятствиями, а содержат людей, жизнь которых превыше всего.

Можно лишь выразить надежду, что самоуправляемые автомобили точно решат этот вопрос, станут своего рода лучшими знатоками нашей природы, принимая решения от лица самых рассудительных и справедливых водителей. Это, конечно, подразумевает определенный уровень единства среди этих знатоков. Иначе мы можем увидеть дорожные конфликты между самоуправляемыми автомобилями немецкого производства с этикой Канта и автономными британскими автомобилями с утилитарной этикой.

В самом деле, принятие решений в проектировании автомобилей не всегда соответствует моральной интуиции общественности. Классический автомобильный пример, случай Ford Pinto, когда компания оценивала потенциальные выгоды от улучшения дизайна бензобака (который предотвратил бы пару сотен смертей и серьезные травмы, не говоря уж о паре тысяч случаев возгорания транспорта), и решила, что стоимость улучшения (11 долларов на автомобиль) не позволяет внести изменения в конструкцию. Здесь польза измеряется в долларах и центах, решения принимаются из необходимости максимизировать прибыль компании, а не отсыпать счастья и улыбок пассажирам и водителям.

Можно с осторожным оптимизмом предположить, что инженеры, которые разрабатывают самоуправляемые автомобили, сделали выводы из таких исторических эпизодов и будут работать, консультируясь с философами, а не толстосумами. По мере ухода таких автомобилей из фазы исследований в фазу использования на дорогах, будет интересно наблюдать, как будет ладить юридический отдел компании-производителя с алгоритмами принятия решений - и будут ли эти этические алгоритмы, если что-то пойдет не так, доступны для открытого изучения или станут проприетарными. Самоуправляемые автомобили однозначно будут работать в рамках законов и ПДД, но законные решения не всегда должны быть этическими. Иногда этика требует большего, чем просто не нарушать закон.

Кроме того, учитывая то, что этика - это, по сути, искусство делить мир с другими, включить этику в самоуправляемые автомобили будет немного сложнее, чем задать ряд «правильных» ответов на информационные запросы. Когда такие авто появятся на рынке, в первую очередь они будут делить дорогу с водителями-людьми. Им будет очень непросто.

Ford


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх