Новости и события » Общество » Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

В Киеве существует традиция преемственности, семейственности жизни и деятельности интересных, выдающихся людей. Долгие годы в городе жили и работали (и живут по сей день) потомки семей Терещенко, Ханенко, Бродских, Патонов, Поповых, и многих других. В разные периоды истории именами этих семей называли улицы - семьи Идзиковских, семьи Хохловых, семьи Сосниных. Скоро появится и улица семьи Праховых - на месте улицы Аркадия Гайдара в районе перекрестка улиц Владимирской и Жилянской.

Имя Адриана Викторовича Прахова хорошо известно в Киеве. Даже люди, не интересующиеся историей искусств, слышали о нем, замечали мемориальную доску на углу улиц Большой Житомирской и Владимирской. Те же, кто посещает Владимирский собор, проходят через массивные двери с бронзовыми изображениями Крестителей Руси княгини Ольги и князя Владимира работы А. В. Прахова. Сам собор, его внутреннее убранство являются памятником выдающемуся деятелю искусства, который не был киевлянином по рождению, но превратил город в храм искусств, собрав вокруг себя лучших живописцев того времени. И совершенно точно, что без Адриана Викторовича Прахова Владимирский собор в Киеве не был бы таким, каким мы видим его сегодня.

История семьи Праховых начинается задолго до переезда в Киев. Родственные узы крепились во времена родителей Адриана Прахова и раньше. Большая семья Праховых жила в городе Мстиславле, ныне Могилевской области Беларуси. Древний город с Замковой горой и гривной в ходу превратился в средневековый город Великого Литовского княжества, потом Речи Посполитой, получил Магдебургское право, позже вошел в состав империи. До сих пор сохранились Кармелитский и Иезуитский костелы 17-18 веков, город был многоконфессиональный. В таком историческом окружении работал отец Адриана Прахова - Виктор Иванович Прахов, директор Дворянского училища, лингвист, знаток латыни, греческого, иврита, коллекционер редких книг. Мать Евдокия Васильевна, из древнего обедневшего княжеского рода Полубинских, рано осталась вдовой с шестью детьми. Большую семью ее родные перевезли в Петербург и дали всем детям прекрасное воспитание и образование. Двое из детей позднее стали профессорами. Старший брат, Мстислав, будучи студентом, участвовал в волнениях и даже был заключен на два с половиной месяца в Петропавловскую крепость. Младший брат Адриан начал писать искусствоведческие статьи еще в университете, защитил диссертации по Древней Греции и Древнему Египту. Заболевание глаз не позволило ему самому стать художником. Однако Евдокия Александровна привечала в своем доме студентов-художников, друзей сыновей, подогревая в Адриане его естественный интерес.

Одновременно со странствиями в поисках древностей за границей, с начала 1880-х гг. ежегодно А. В. Прахов приезжал в Киев. Он исследовал, открывал, реставрировал, копировал древние фрески на стенах Кирилловской церкви, Михайловского собора, Святой Софии: "Мой приезд в Киев в 1880 году был для меня откровением! Софийский собор, его чудные мозаики, как это все сразу закружило голову, заполонило сердце! Я горел желанием это все захватить и вовек не расставаться...". С 1885 года Адриан Прахов стал руководить всеми живописными работами в строящемся соборе Святого Владимира. В связи с этим его семья переехала в Киев. И осталась здесь практически навсегда.

Дом Праховых стал центром художественной жизни в Киеве в период, когда основные монументальные работы производились во Владимирском соборе в завершение очень долгого строительства. Обычно говорят, что на создании живописи Владимирского собора работали приглашенные Праховым В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, В. Котарбинский, П. и А. Сведомские, упоминают также еще несколько имен. На самом деле здесь работали 96 (!) художников, многие из них из киевской рисовальной школы. Организатором искусствовед Прахов был невероятным! Объединенные им живописцы стали называться "соборяне". "Соборяне" и другие известные киевляне-художники часто собирались дома у Праховых на углу улиц Большой Житомирской и Владимирской (ныне дом с аптекой и мемориальной доской). Время от времени кто-то из художников там жил. Квартира была заполнена необычными вещами, египетскими древностями, византийскими эмалями, картинами и эскизами. Это располагало к творчеству, поэтому гости дома прямо за беседой часто создавали эскизы и наброски. Дети Праховых часто спасали эти работы от уничтожения авторами.

Большая семья собиралась и на Багговутовской даче, что ближе к Кирилловской церкви. Была собственность и в Крыму - именно здесь завершил свой земной путь выдающийся деятель искусства и основатель выдающейся киевской династии.

У семьи Праховых в Киеве есть еще адреса. До переезда, во время реставрационных работ в Софийском соборе, семья жила в "доме Ипсиланти" (ныне ул. Мазепы, 6), где в свое время находилась иконописная мастерская Киево-Печерской Лавры. Тогда же к Праховым приезжал Илья Репин, писавший "Запорожцев". Репин приехал с сыном. Мальчик был одет в народный украинский костюм и носил оселедец на выстриженной голове. Он позировал отцу для картины, на которой, кроме прочих персонажей, должен был быть изображен весело смеющийся мальчик. К сожалению, этот образ в "Запорожцев" не вошел. Репин же хотел познакомиться с киевскими мозаиками и фресками древних соборов, которые тогда реставрировал Прахов.

Не портреты, но образы детей и родных художников, просто известных киевлян благодаря меценату уже более ста лет сохраняются на стенах киевских соборов. Во Владимирском соборе самое монументальное произведение Виктора Васнецова - это "Богоматерь с младенцем". До него еще никто не писал младенца Христа с поднятыми ручками. А именно так когда-то обрадовался весне маленький сын художника Миша.

Божественный младенец на руках у матери находится и в иконостасе Кирилловской церкви. Правда, этот образ списан с маленькой дочери А. Прахова Лели. Современники узнавали также Эмилию Прахову в образе Богоматери на иконе. Конечно, это не портрет. Но образы Михаила Врубеля навеяны пребыванием художника в удивительной душевной атмосфере дома Праховых и его влюбленностью в хозяйку.

Адриан Викторович и Эмилия Львовна прямо или косвенно способствовали созданию новых семей. Прахов был посаженым отцом у родителей талантливого Александра Мурашко - племянника основателя Киевской рисовальной школы Николая Мурашко. Именно кисти Мурашко принадлежит один из лучших портретов дочери супругов Ольги Праховой. На нем она изображена в карнавальном костюме "Мак".

В доме Праховых всегда было весело - ставили сценки, играли в шарады, разыгрывали друг друга. Об Эмилии Львовне ходили легенды - о ее взрывном характере, необычных поступках. Она вышла замуж за Адриана Прахова молодой девушкой, по любви. У нее были влиятельные родственники, она получила прекрасное воспитание и образование, была талантливой пианисткой. И душой, музой семьи - собственной и окружавших художников. Ею был вдохновлен Михаил Врубель. А вот художник Михаил Нестеров делал предложение старшей дочери Праховых. Она также участвовала в украшении Владимирского собора, вышила Плащаницу к открытию.

Уже в 1917 году в семье приютили оставшегося одиноким художника Вильгельма Котарбинского. Тогда все размещались в небольшой квартире на Трехсвятительской. А вот потомкам Праховых пришлось жить в коммуналке на Подоле. Пионерке Саше Праховой попадало и за дворянское происхождение и за причастность к Владимирскому собору (к сожалению, правнучка Праховых, киевский книжный график и каллиграф Александра рано ушла из жизни). Сыну Праховых Виктору приходилось объяснять, почему он родился на острове Капри. Из-за болезни Прахов-младший так и не смог закончить образование, но всегда был в центре художественной жизни советского Киева.

В семье были как художники, так и не художники, но специалисты своего дела. Внучка Праховых Нанина была начинающей актрисой, когда познакомилась с также начинающим тогда художником, а позже писателем Виктором Некрасовым. Страна была большая, и, разъехавшись из Киева, они встретились на Дальнем Востоке, в театре. В годы войны матери Нанины - известной художнице Анне Крюгер пришлось покинуть Киев. Позднее Нанина очутилась в Австралии. Сохранился весь поврежденный, выброшенный посторонними людьми на мусорник, портрет молодого В. Некрасова работы Анны Крюгер, и на обороте холста подпись автора "от семьи Праховых". Австралийскую Нанину, внуки которой говорили уже только по-английски, навестил незадолго до ухода из жизни В. Некрасов. И что заметно - на фото австралийской бабушки явно просматриваются черты Эмилии Праховой. Александра Прахова как-то заметила, что все женщины рода Праховых очень похожи.

Прошло много лет. В Киеве есть улицы В. Васнецова (на левом берегу), В. Котарбинского, Н. Мурашко, Врубелевский спуск на Лукьяновке-Татарке. Теперь настало время и для улицы Семьи Праховых, которые создали в Киеве центр искусства, сохранения памятников старины, и чтут свои традиции до сих пор. Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых

Семья как центр жизни - история киевских меценатов Праховых


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх