Андрей Портнов: Из мемуаров
Андрей Портнов на фейсбук поделился своим мнением о главе Суда Ярославе Романюке.
Перед следующим этапом конкурса в Верховный суд, хочу еще раз сказать несколько положительных слов о действующем главе Суда Ярославе Романюке и его управленческих качествах, которые могут пригодиться новым властям для реализации своих задач в судебной системе.
В 2010-2011 гг встал вопрос, кто будет следующим главой Верховного суда. Так как у этого суда было уже мало полномочий, то власть хотела видеть там какого-нибудь красивого, причесанного, не сильно известного и не очень влиятельного судью, желательно не из Донецка, потому что оттуда уже и так завезли два эшелона разных чиновников.
Взор упал на молодого судью из Львова, которого попросили отряхнуть, пошебуршить, показать ему дом с колоннами и доставить наверх.
Там кандидат понравился, стал захаживать чаще, появляться на разных мероприятиях, днях рожденья, дружить с Генеральным прокурором и чиновниками президентской администрации.
Он хорошо держался, хвалил всех за судебную реформу и за быстрое проведение в парламенте законов, делал Президенту комплименты, исправно приезжал к нему в крымскую резиденцию, отстаивал президентскую позицию на встречах с миссией Кокса-Квасневского и вообще, выглядел эрудированно и складно.
На каком-то этапе претендент, ставший уже первым замом главы Суда стал приходить в АП, как на работу, предлагая какие-то поправки и законопроекты, делясь информацией о коллективе и рассказывая о плюсах и минусах своих коллег.
Иными словами, будучи в прошлом функционером Компартии, кандидат соответствовал общепринятому номенклатурному образу чиновника, понимающему государственную вертикаль и кто кому начальник.
Вскоре вся эта работа была где надо замечена и голос подсказал его кандидатуру для избрания.
Так как закон предполагал тайное голосование, а в Верховном суде работали авторитетные судьи, думать о контроле над их волеизъявлением, как это принято у депутатов, было утопией.
Поэтому, ключевой стратегией избрания был выбран путь электорального увеличения личного авторитета кандидата в его коллективе.
И на эту задачу была брошена вся государственная машина - проанализированы юридические, административные, финансовые, материально-технические и другие проблемы коллектива Суда, поставлены задачи реализовать их именно руками претендента на высший пост в судебной вертикали.
За короткий промежуток времени невидимая рука стала водить кандидата по высоким кабинетам и встречам с высшими должностными лицами государства, экономическим блоком правительства, главой конституционного суда и руководителями парламента.
Целью этих встреч было создать ощущение незаменимости менеджерских и административных качеств претендента и обеспечить ряд конкретных результатов именно от его имени.
Ключевыми же задачами, которые ожидал коллектив Суда были - улучшить финансирование, отселить из его помещений Высший спецсуд по гражданским и уголовным делам, получить решение Конституционного суда о материальном обеспечении судей и продвинуть через парламент закон, увеличивающий полномочия ВСУ.
В результате системной работы все это достигло своей цели и претендент был избран председателем. С этого момента он стал синхронно с большинством голосовать в высшем совете юстиции, членом которого стал автоматически в момент избрания, поддерживать законодательные инициативы Президента в судебной вертикали, законы от 16 января 2014 г. и вообще, стал у тогдашнего Президента здоровой альтернативой Минюсту и юристам АП.
Кроме того, его избрание стало еще и сигналом судебной системе, что Президент способен добиваться результатов даже в самых сложных задачах, не имея прямых инструментов влияния и авторитета среди судей Верховного суда.
Иными словами, я хотел сказать, что действующий председатель Суда очень способный и его еще можно использовать по очереди много раз.
Рад, что на предыдущем этапе конкурса ему повезло с билетами и он угадал практическое задание - и это еще одна причина, почему я рекомендую его к повторному избранию.