Сергей Арбузов: Одним МВФ украинскую экономику не оживить
То, что Украина сохранила сотрудничество с Фондом, прошла пересмотр программы и получила второй транш, является хорошим сигналом, но недостаточным для экономики. Об этом на своей странице в Facebook написал экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов.
"МВФ подкрутил Украине гайки потуже. В последнем варианте Меморандума между Украиной и Фондом выставлены новые маяки: установлены четкие критерии отмены админограничений на валютном рынке, сохранено требование списания части долга, смещены акценты в сторону энергетики, корпоратизации и приватизации, ускорены сроки проведения пенсионной реформы. Но в связи с проведенной ревизией программы EFF возникает несколько вопросов. Прежде всего, конечно, насколько реальны эти цели?", - написал он.
Арбузов напомнил, что в проекте Меморандума между Украиной и МВФ, который был подписан 28 февраля этого года, Международный валютный фонд прогнозировал падение экономики Украины в 2015 году на 5,5% и инфляцию на уровне 25%. Однако сейчас в ходу другие цифры. Прогнозы инфляции и падения экономики снижены до 46% и минус 9,5% соответственно, хотя и эти цифры по-прежнему выглядят чрезмерно оптимистичными и наверняка будут изменены при очередном пересмотре программы.
Он сомневается, что Украина сможет достичь даже этих целей. Страна в программе с Фондом уже шестой квартал подряд, с каждым разом выдвигаются все более жесткие условия, однако, экономическая ситуация только ухудшается.
"Выполнимы ли поставленные условия в оговоренные сроки? Скорее всего, нет. Во-первых, накануне осенних выборов в местные советы сильным будет искушение популистских обещаний. Во-вторых, все громче трещащая по швам коалиция неизбежно будет сопротивляться необходимым законодательным изменениям и в энергетике, и при приватизации, и в налоговой реформе", - считает он.
Арбузов полагает, что бизнес-сообщество получило внятный сигнал о сроках снятия административных ограничений на валютном рынке. Однако, действовать они будут как минимум до конца 2015 года.
"Есть четыре критерия, выставленные МВФ по этому вопросу - завершение переговоров по реструктуризации долга, полная рекапитализация банков в размерах, определенных прошлогодней диагностикой, целевой уровень чистых международных резервов, покупка валюты НАК "Нафтогаз" исключительно на межбанке. Переговоры с кредиторами, мягко говоря, идут туго. Названная рекапитализация завершится к октябрю. Прогнозная сумма золотовалютных резервов страны в 18 млрд. на конец 2015 года, часто декларируемая Председателем НБУ, думаю, является очередной выдумкой. Куда реальнее, что такой их объем будет достигнут только через год. Так что нормализации работы валютного рынка тоже придется подождать", - полагает он.
При этом, по словам Арбузова, программа МВФ не обещает прорыв и в других секторах экономики. Более того, закладывает мины для следующих поколений. Прежде всего, поспешностью во внедрении пенсионной реформой и поспешностью при проведении приватизации.
"Будут ли результаты устойчивыми и обеспечат ли они опережающий экономический рост в обозримом будущем? Нет, так как действующая программа с МВФ консервирует инвестиционный провал, а значит отсталость нашей страны от развитых экономик. Чтобы пришли иностранные инвестиции, нужно обеспечить внутренние инвестиции, создать соответствующие стимулы. Плюс нужно, чтобы реформы прошли более широким фронтом, чем зафиксировано в Меморандуме, но все буксует...", написал Сергей Арбузов в Facebook.
Напомним, ранее Арбузов уже писал о том, что факт получения транша от МВФ является хорошим сигналом для валютного рынка Украины. Однако, он существенно не повлияет на экономическую ситуацию в стране и не нивелирует риски, с которыми страна столкнется уже осенью.
К слову, призрак дефолта, бродящий по Украине вот уже не один месяц, рождает вполне справедливые опасения у населения и бизнеса по поводу того, сможет ли Национальный банк удержать курс гривны. Звучат цифры 40 и 50 гривен за доллар уже в ближайшей перспективе. Однако, как полагает экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов, у Национального банка есть все возможности, чтобы не допустить девальвации национальной валюты даже в случае дефолта.