Шкалой воспринимаемого стресса предложили изучать возрастную слепоту
Возрастная макулярная дегенерация (ВМД) представляет собой повреждение сетчатки глаза, в результате которого у пациента (обычно пожилого возраста) нарушается центральное зрение. Наиболее опасной считается влажная макулодистрофия: в этом случае за сетчаткой в направлении желтого пятна формируются новые кровеносные сосуды. Влажная ВМД часто является осложнением сухой формы и быстро прогрессирует, при этом способов ее полного излечения не существует.
Между тем, помимо органических, макулодистрофия связана с психологическими факторами. Прошлые исследования показали, что риск заболевания повышают депрессия и тревожность, однако то, как ВМД коррелирует со стрессом, изучено недостаточно. Чтобы восполнить пробел, ученые из Университета штата Огайо использовали шкалу воспринимаемого стресса (PSS) - классический опросник, включающий в себя десять вопросов о стрессогенности предыдущего месяца жизни. Ранее PSS успешно зарекомендовала себя в предсказании общих биомаркеров воспалительных процессов, в том числе C-реактивного белка.
Участие в опросе приняли 137 пациентов с ВМД в возрасте 82 ± 9 лет, около половины из которых в день исследования получили инъекцию анти-VEGF препарата, подавляющего рост новообразованных сосудов. Диапазон остроты зрения в выборке составил от 20/800 до 20/15 по Снеллену, среднее значение - 20/50. После опроса авторы конвертировали данные в шкалу Раша, однако один из вопросов («Как часто вы чувствовали уверенность в своей способности справляться с личными проблемами?») не соответствовал среднеквадратичному отклонению. Исключение пункта из анализа привело данные в соответствие с моделью Раша (они позволяли достоверно различать пациентов с разным уровнем стресса).
Дополнительно исследователи изучили дифференциальное функционирование заданий (DIF) по возрасту, полу и остроте зрения. Эффект DIF заключается в том, что на вероятность ответа у разных испытуемых могут влиять посторонние факторы, которые необходимо учитывать при оценке валидности методики. Так, определенная погрешность была связана с возрастом и остротой зрения. Например, более молодые участники реже чувствовали себя «на вершине мира», тогда как пациенты с остротой зрения ниже среднего по выборке чаще сообщали о том, что расстраивались по поводам, которые прежде их не трогали. Пол на валидность опросника не влиял.
Тем не менее, общий результат опроса незначительно коррелировал с возрастом и остротой зрения. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что PSS может выступать ключевым инструментом для изучения связи между макулодистрофией и психологическими факторами. В будущем такие исследования могут помочь в понимании того, как воспринимаемые уровни стресса влияют на риск и течение этого заболевания.
Подробности работы опубликованы в журнале Optometry and Vision Science.