"Марш НEтунеядцев", или Как протестуют в регионах Беларуси
На первый "Марш НЕтунеядцев" в Гомеле вышло больше людей, чем в других городах страны. Следующая протестная акция здесь пройдет 25 марта. Репортаж DW о том, как к ней готовятся. Протесты против так называемого "налога на тунеядство" проходят во многих городах Беларуси. Одна из самых массовых акций против декрета Лукашенко №3 "О предупреждении социального иждивенчества" состоялась в Гомеле 19 февраля, после чего здесь было решено создать региональный оргкомитет движения "За отмену декрета №3". Люди, не работавшие более 183 дней в году, не согласны платить специальный сбор и готовы бороться за свои права. В минувшую субботу, 4 марта, в Гомеле прошло расширенное заседание оргкомитета по подготовке "Марша НЕтунеядцев-2", намеченного на 25 марта. Белорусская оппозиция в этот день намерена провести акции протеста по всей стране.
Не одно целое
Офис гомельского общественно-политического центра на улице Полесской 52, не мог вместить всех желающих принять участие в работе оргкомитета, поэтому мероприятие проходило на площадке, расположенной возле здания центра. Предварительное обсуждение новой акции протеста и подготовка резолюции переросло в двухчасовую острую дискуссию, которую вел городской активист Владимир Кацора.
В ходе дебатов, признает он, стало очевидным, что единства в среде протестующих нет. Часть из них, национально ориентированная, намерена 25 марта выйти на "День Воли", посвященный годовщине объявления Белорусской народной республики в 1918 году. Другая часть планирует выступить против декрета №3, а индивидуальные предприниматели предупредили, что будут требовать от властей отмены президентского указа №222, который запрещает продавать продукцию Легпрома без специальных сертификатов.
От участников дискуссии поступило предложение внести в резолюцию будущей акции пункт об отмене контрактной системы, которую дирекция предприятий использует для устрашения работников, готовых на протест. А один из лидеров белорусской партии "Зеленые" Юрий Глушаков и вовсе предложил потребовать у властей, чтобы "государство снова стало социальным".
Спорили и о том, "сколько должно быть политики на акции". Аудитория разделилась на тех, кто собирается сконцентрироваться только на социальных темах, и тех, кто требует отставки президента Лукашенко. Публика собралась достаточно пестрая - от представителей среднего класса до анархистского вида молодежи, которая общалась, используя ненормативную лексику.
Лидеры протеста
В Гомеле численность населения трудоспособного возраста официально составляет 330 тысяч человек. Более трех тысяч человек приняли участие в первом митинге против президентского декрета 19 февраля.
Зампредседателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Василий Поляков признается, что это была самая массовая акция в регионе за последние 25 лет, которая удивила активистов демократических организаций. Ведь считается, что белорусы не желают бороться за свои права.
Поэтому решение создать оргкомитет движения "За отмену декрета №3" было спонтанным, у него не будет лидера. Активисты старой закалки не берут на себя ответственность за его работу, а о появлении новых лидеров из числа протестующих пока говорить преждевременно. По словам Полякова, к активному участию в дискуссиях приглашаются все желающие, а общественно-политический центр лишь предоставляет площадку для их работы.
Репрессии начались
На акцию протеста 19 февраля власть ответила репрессиями в отношении своих оппонентов. Протоколы за участие в несанкционированном шествии были составлены на 11 общественных активистов. Им грозит штраф или арест до 15 суток. Милиционеры идентифицировали на видео известных им оппозиционеров и по очереди вызывали их для дачи объяснений.
Правозащитник Леонид Судаленко, который сейчас ожидает суда, считает, что власти таким образом хотят превентивно вывести из игры наиболее опытных политиков. Менее чем за 15 дней до акции они могут арестовать неугодных, чтобы не допустить их лидерства на площади. Демактивисты к такому развитию событий морально готовы. "Власть ошибается, если не верит, что народ выходит протестовать из-за нелепого президентского декрета", - говорит Леонид Судаленко.
Говоря о причинах массовых акций протеста в Гомеле, координатор белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Андрей Стрижак отмечает, что этот город нужно рассматривать не как региональный областной центр, а как второй по величине промышленный узел страны. Экономический потенциал Гомеля составляют 103 промышленных предприятия, примерно половина из которых относится к машиностроительной отрасли.
Из-за российско-украинского конфликта их продукция сейчас не пользуется спросом. Поэтому доходит до того, говорит Стрижак, что на градообразующих предприятиях - таких, как, например, "Гомсельмаш" - рабочих увольняют тысячами. А вместо новых рабочих мест им предлагают оплатить налог "на тунеядство".
Боимся, но придем
О системном кризисе в Беларуси говорил в своем выступлении новичок оргкомитета Юрий Власов. В интервью DW мужчина признался, что 18 лет проработал госслужащим на одном из предприятий управления делами президента.
Свое рабочее место он покинул в 2011 году, когда разразился финансовый кризис. В тот момент, говорит Власов, ему стало очевидно, что нынешняя система уже исчерпала себя и не сможет развиваться.
По словам Юрия Власова, большинству ранее не связанных с политикой людей хотелось бы получать хорошую зарплату и ни о чем не думать. Но тревога за свой завтрашний день и понимание, что прежнего благополучия больше не будет, заставила их выйти на улицу.
Политического опыта у многих белорусов нет, и ярких авторитетных лидеров они пока не видят, поэтому люди начали просто самоорганизовываться. Если говорить честно, признается мужчина, он находится в растерянности, потому что ответов на очень многие вопросы нет и у него самого. "А еще все боятся, и я боюсь. Но делать нечего - на акцию придем", - говорит Юрий Власов.