Иван ПАВЛОВ: "Из-за перелома от четверного прыжка пришлось отказаться"
Накануне вылета в Хельсинки в интервью "СЭ" ведущий украинский фигурист рассказал о том, какие коррективы ему пришлось вносить в подготовку к чемпионату мира из-за травмы, а также оценил свои шансы завоевать путевку на Олимпиаду-2018.
- Упал с четверного прыжка на тренировке, - рассказывает Иван Павлов - В результате - перелом левой руки и четыре недели в гипсе. На самом деле если бы я не катался, то можно было бы гипс и не накладывать.
Но так как нужно было продолжать тренировки, без гипса нельзя было обойтись. Он защищал руку на случай падения.
- И что же вы могли делать на льду с загипсованной рукой?
- Все. И прыгать тоже!
- Как оцениваете свою форму накануне чемпионата мира с учетом того, что готовится к нему вам пришлось с травмой?
- Гипс мне сняли всего несколько дней назад, потихоньку восстанавливаюсь, надеюсь, что все будет хорошо. По крайне мере, мне кажется, я нахожусь в нормальной форме и чувствую себя не хуже, чем перед чемпионатом Европы.
- Особенностью этого мирового форума является то, что на нем будут разыгрываться путевки в Пхенчхан-2018. Вы изучали систему отбора или предпочитаете не забивать этим голову раньше времени?
- Почему же! Конечно, я вникал в то, как будет происходить распределение квот. Все-таки это возможность взять олимпийскую лицензию для Украины. Но в любом случае все упирается в мой прокат, а точнее насколько хорошим он получится. Система отбора достаточно сложная и даже попадание, скажем, в двадцатку сильнейших может не гарантировать билет в Корею. В общем, тяжело предсказать, какого места хватит, чтобы отобраться на Игры. Поэтому нужно просто кататься максимально хорошо, потом смотреть, что сделали остальные участники, и только тогда будет ясно удалось заработать лицензию или нет.
- В Бостоне на предыдущем чемпионате мира вам пришлось открывать короткую программу. Что было сложнее первым выходить на лед или ждать хватит ли ваших баллов, дабы попасть в произвольную?
- У меня к первому стартовому номеру нет какого-то особого отношения. Говорят, это большая ответственность открывать соревнования. Если честно, я ничего такого не почувствовал. Просто идет определенная подготовка на предстартовой шестиминутке - и все. Точно также, как если бы ты был в середине разминки или в конце. А вот ожидание - это было интересно. По моим подсчетам я получался 26-м. Потому что уже шли последние две разминки, а там все участники, понятное дело, были сильнее меня. Но так сложились обстоятельства, что канадец Нам Нгуен и китаец Хань Янь очень плохо прокатали свои программы. И неожиданно оказались ниже меня. В итоге я стал 24-м. И последним номером прошел в произвольную программу. Хотя был уже практически уверен, что чемпионат мира для меня закончился. В общем, повезло.
- В Бостоне двери в произвольную программу закрылись на вашем результате 65,20. Как думаете, эта сумма будет ориентиром и в этом году, или ставки могут оказаться выше в связи с тем, что в этом сезоне увеличилось число спортсменов, включающих в свои программы четверные и увеличилось число самих четверных?
- Думаю, проходной бал будет все-таки выше, чем 65. Но опять же тут не предугадаешь. Кто знает, как проедут остальные участники, справятся ли они со своими четверными.
- На чемпионате четырех континентов, который проходил в середине февраля в Канныне, Натану Чэну удалось обыграть двух японцев Юдзуру Ханю и Сему Уно. Как оцениваете шансы американского фигуриста повторить этот успех в Хельсинки? Или там на его пути может стать еще и действующий чемпион мира испанец Хавьер Фернандес?
- Опять же все упирается в прокаты. Но я считаю если Ханю и Фернандес, или даже Патрик Чан откатаются чисто, они все же обойдут Натана Чэна. Потому что компоненты у них будут выше. Но с другой стороны, тот же Ханю может что-то не сделать, а Чэн сделает все - и тогда выше будет он.
- Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы выполнять пять четверных в одной программе, как Натан Чэн? И видите ли вы закономерность в том, что главные укротители квадов, назовем их так, преимущественно имеют азиатские корни?
- На самом деле природные данные у всех спортсменов высокого уровня примерно одинаковые, иначе бы они просто до него не дошли. Но важную роль играют еще и условия подготовки. Когда у тебя есть возможность много работать и в зале, и на льду - результат, конечно, будет лучше. А что касается фигуристов азиатского происхождения, то у них во-первых физиология другая, к примеру, лучше развит голеностоп. А во-вторых, менталитет отличается от нашего. Они с более раннего возраста, чем мы, европейцы, становятся ответственными за свои поступки. Быстрее приходят к пониманию того, что им нужно достичь, и работают интенсивней в правильном направлении.
- В одном из интервью вы обмолвились, что при работе над квадом просматриваете видео четверного прыжка в исполнении других фигуристов, интересно кого именно?
- Мне очень нравится, как прыгает канадец Патрик Чан. Четверной у него, когда получается, выглядит красиво и правильно. И, как мне кажется, это похоже по стилю на то, как прыгаю я. Конечно, я смотрю и на других спортсменов, потому что общая теория исполнения прыжка для всех одинакова. Разве что в силу некоторых физиологических особенностей каждый спортсмен добавляет что-то свое, но суть все равно одна. Поэтому я изучаю всех и стараюсь почерпнуть что-то для себя.
- Я общалась с вашим тренером Дмитрием Шкидченко в начале марта во время юниорского чемпионата Украины. Он говорил, что в вашей битве с четверным пока ничья - 50 на 50. Какова вероятность, что мы все-таки увидим этот прыжок в вашей программе в Хельсинки?
- Я еду на чемпионат мира без четверного прыжка. На самом деле до того, как я сломал руку, было даже лучше, чем 50 на 50. Я делал четверной на каждой тренировке - в каскаде и под музыку. Хотел еще до чемпионата мира опробовать его на одном старте. Собирался на турнир в Инсбрук. Но от поездки туда пришлось отказаться, также как от идеи показать четверной на чемпионате мира. Из-за травмы руки я вынужден был сделать шаг назад.
- В этом сезоне ни на одном старте вам пока не удавалось сделать в произвольной программе на плюс оба акселя в три с половиной оборота. А где вы были ближе всего к успеху и как обстояли дела с этим прыжком на тренировках перед чемпионатом мира?
- Думаю, самая лучшая попытка была на чемпионате Украины. Там я первый аксель сделал, на втором упал, но с докрута. Дело в том, что в этом сезоне я один из акселей попробовал поставить во вторую часть программы, но у меня это не очень получилось. Поэтому перед чемпионатом мира мы решили вернуть его в первую часть.
- На чемпионате Европы в Остраве вы побили личные рекорды в короткой программе - 68,94 и по сумме - 202,87. А вот в произвольной в качестве personal best у вас до сих пор значатся 134,89 с турнира Tallinn Trophy-2015. Что вы там такого накатали?
- На самом деле в Таллине был прокат не лучше, чем на чемпионате Европы. Но там компоненты мне поставили выше на пару баллов, из-за того, что это был "Челленджер", а не главный старт ISU. И плюсов по GOE (уровень исполнения - Прим. А. С.) в Таллине тоже было больше. Хотя набор элементов у меня там был скромнее, чем в Остраве. Всего лишь один аксель, с которого я к тому же упал. Тогда как на европейском чемпионате я один аксель сделал в каскаде с тройныс тулупом, только на втором - ошибся.
- В короткой программе на чемпионате Европы вам поставили ребро на флипе, как часто подобное случалось раньше и не чрезмерное ли желание исправить ошибку повлияло на то, что этот прыжок и вовсе не получился у вас на Универсиаде в Алма-Ате?
- Случалось, что ребро вылазило, но это было очень давно. В Алма-Ате в короткой программе я на флипе просто немного поторопился. В произвольной, насколько я помню, все уже было нормально и с самим прыжком, и с ребром.
- В уголке слез и поцелуев на чемпионате Европы с вами сидела мама, на Всемирной Универсиаде - тренер танцевальных дуэтов Галина Чурилова. Кто будет выводить вас на лед Хельсинки?
- В Хельсинки со мной будет мой тренер Дмитрий Валентинович Шкидченко. По состоянию здоровья он не мог поехать со мной в Остраву и Алма-Ату. Но на чемпионате мира мы уже будем вместе.
- В середине марта в Киев с мастер-классом приезжал олимпийский чемпион-1992 Виктор Петренко. Вы тоже получили пару уроков?
- Мастер-класс был для маленьких спортсменов, а меня он просто тренировал. Обращал внимание на все составляющие программы - и прыжки, и шаги, и вращения. Еще мы обсудили расстановку элементов в произвольной. В общем, все по чуть-чуть. Свежий взгляд со стороны - это очень полезно.
- А насколько вы довольны тем, как судьи и зрители приняли ваши программы в этом году - "Плохие парни" и "Кровавый алмаз"? Будете продолжать кататься в том же стиле и дальше или намерены попробовать что-то новое?
- Мне кажется, что зрители обе мои программы хорошо принимают, и это очень приятно. Короткая с хип-хопом очень отличается по подаче от произвольной. Но и там, и там я стараюсь кататься эмоционально, чтобы людям было интересно смотреть. А что касается судей, то если я катаю хорошо, то и оценки хорошие соответственно. Когда какие-то ошибки допускаю, то понятно, на баллах это сказывается. У меня сейчас такой возраст, что как раз нужно экспериментировать. Чтобы найти свой стиль, я должен попробовать себя в разной музыке.
- Самая интересная программа в этом сезоне, на ваш взгляд?
- Я большой фанат Патрика Чана. Мне нравятся все его программы в плане различных связующих шагов между прыжками, и особенно произвольная в этом сезоне.
- Следили ли за юниорским чемпионатом мира, который проходил 15-19 марта на Тайвани. Насколько неожиданной или наоборот ожидаемой была для вас победа Винсента Чжоу и, что можете сказать о выступлении своего конкурента по внутренней арене Ярослава Паниота?
- У американца по ходу сезона не все получалось, но на чемпионате мира получилось все, что он запланировал. К тому же он вставил в программу четверной лутц - а это серьезный козырь. У главных соперников не было таких технически сложных элементов, поэтому они проиграли. Ярика Паниота все поздравляли с попаданием в десятку, и я тоже. Лично я не помню когда последний раз у нас было две путевки на юниорский чемпионат мира в мужском одиночном катании. Лет десять назад, наверное. Это событие для всего украинского фигурного катания!