Обзор Mass Effect: Andromeda - зря ты их спасал, Шепард
Те, кто учил в школе немецкий язык, наверняка до сих пор с содроганием вспоминают местные правила словообразования: корни лепятся один к другому, словно запчасти от чудовища Франкенштейна. В результате даже невинные сочетания превращаются в пугающие нагромождения согласных. Сегодня это свойство языка Шиллера и Гете нам пригодится - только в нем Mass Effect: Andromeda можно описать всего тремя словами.
Verschlimmbessern - «Испортить при попытке сделать лучше»
Стремление оживить десятилетнюю франшизу, закончившуюся, к тому же, не на самой триумфальной ноте, в Mass Effect: Andromeda видно невооруженным глазом. Десятки часов игрового времени! Открытый мир с сотнями планет! Тысяча с лишним озвученных реплик! Движок Frostbite, демонстрирующий всю красоту иных миров!
Увы, избыток амбиций не покрывает нехватку опыта. И как бы искренне BioWare Montreal ни пытались вновь унести нас к захватывающим приключениям, их старания идут крогану под хвост. Будто авторы увлеклись творческим процессом и думали только о том, что они могут сделать. А вот вопросом «а надо ли?» никто в команде так и не задался.
Вместе с экипажем ковчега «Гиперион» разработчики сбегают в туманность Андромеды - чтобы оставить позади былые неприятности и начать все с чистого листа. Получается в обоих случаях не очень: новую галактику подпортила темная энергия под названием Скверна, а игру тянут вниз баги, недочеты и ужасный сюжет. Но астронавтам хотя бы хватает ума осознать проблемы и попытаться их решить. BioWare же всю дорогу то ли искусно делают вид, то ли впрямь думают, что все сделали правильно.
Характерный пример: при приближении к любой планете (космической станции, поясу астероидов или просто блуждающей груде мусора) вам показывают красивую анимацию полета секунд на двадцать. В первый раз - чистый восторг! Во второй - вы это уже видели, ну да ладно. К третьему-четвертому вы лезете в настройки, чтобы отключить чертову заставку, но обнаруживаете, что сделать это нельзя, и приходится терпеть. При основательном прохождении на одно созерцание перелетов легко угробить добрых два-три часа.
В этой мелочи - вся суть Andromeda. Она огромна и красива, но невероятно однообразна. Местные планеты и впрямь поражают воображение... первые минут 15-20. Чуть больше - и начинаешь подозревать, что делать тут на самом деле нечего: и освоение новых территорий, и побочные квесты быстро сводятся к невероятной рутине. Пришел, просканировал, пострелял, поставил очередной маяк, поехал дальше. Там снова просканировал, пострелял, поставил маяк, и так - до бесконечности. Чтобы пройти Mass Effect: Andromeda целиком, надо потратить больше сотни часов - и львиную долю вы будете нарезать круги с включенным сканером.
Fremdsch&228;men - «Чувство стыда за другого человека»
Но не только в неизведанных водах BioWare умудряются пойти на дно. Непостижимым образом у них получилось облажаться даже со сценарием и персонажами, которые традиционно считались родной стезей студии.
Если отбросить мишуру вроде открытого мира, перед нами - сюжет оригинального Mass Effect, серийные номера которого не потрудились спилить как следует. На знакомые элементы натыкаешься на каждом шагу. Вместо таинственных протеанцев из первой трилогии - загадочные Реликты, оставившие потомкам невероятное количество черных обелисков. Вместо зловещих Жнецов, стремившихся пустить Млечный Путь себе на корм - мрачные кетты во главе с Архонтом. Эти хотят превратить все население скопления Элей в себе подобных. В комплекте идет артефакт под названием Меридиан, за который нам предстоит сражаться.
Больше всего авторы Andromeda напоминают туземцев с островов Меланезии. Те строят самолеты из тростника и искренне верят, что материальные блага свалятся им на голову. Канадские сценаристы копируют предыдущие части серии, ожидая, что свершится чудо и получится хорошо. Но чуда не происходит, и соломенный самолет сюжета, впопыхах приделанный к открытому миру, никуда не летит.
Замена капитану Шепарду, Скотт/Сара Райдер - один из худших протагонистов за последние лет десять. Его словно нарочно лишили не только героической предыстории, но и любых намеков на личность и харизму. Случайные прохожие просят Райдера решить их проблемы, спутники влюбляются в него после пары филлерных реплик - понять, что они нашли в этой дубине, решительно невозможно. Через всю игру наш герой шествует с одной и той же блаженной улыбкой на лице: не переживает, не размышляет и не меняется. Все его победы кажутся незаслуженными, решения - ничего не значат (тут же открытый мир, черт возьми), а ошибки остаются без последствий - врите в лицо родным, и они на вас даже не обидятся. Пожертвуйте важной для миссии саларианкой ради спасения никому не нужных кроганов - руководство и не подумает о наказании.
Команда «Бури» (замена «Нормандии», которая даже не стреляет), увы, недалеко ушла от своего капитана. Здесь на каждого - полторы черты характера максимум. Лихая турианка Ветра лихая, а странная азари ПиБи странная. Иногда промелькнет интересный нюанс - то кроган Драк окажется не только типичным воякой а-ля «я дерусь потому, что я дерусь», то у корабельного врача обнаружатся проблемы с алкоголем. Но это редкие лучики света в темном царстве. Даже карикатурные наемники из Team Fortress 2, состоящие исключительно из стереотипов пятидесятилетней давности, рядом с экипажем «Бури» смотрятся многогранно. С кеттами и Архонтом дела обстоят еще хуже - им вообще не потрудились придумать хоть сколько-нибудь внятной мотивации. Да и зачем? Злодеи же.
Напоследок пнем анимацию лиц, из-за которой местное население похоже на резиновых кукол. Ее, кстати, отлично дополняет озвучка. Актеров заставляли работать не то в шестом часу утра, не то глубоко за полночь, и почти все звучат так, будто тоскуют по чашке крепкого кофе и теплой кроватке.
Schadenfreude - «Удовольствие при виде чужих страданий»
«Есть ли тут хоть что-то, что не испортили?» - возопит читатель. Есть. И это - сражения.
Больше не нужно спамить двумя-тремя способностями выбранного на старте класса - теперь можно потихоньку открывать разные профили и переключаться между ними. Надоело быть солдатом - пожалуйста, прокачайте себе биотику. Наскучила биотика - нет проблем, станьте лазутчиком со здоровенной снайперкой. А когда освоите и его, реально снова сделаться тупой, но мощной солдатней. Да и джетпак за плечами вносит приятное разнообразие.
Конечно, не обошлось без накладок и тут: давать команды отряду больше не выйдет. Максимум, что получится сделать - расставить их по местам. Со всем остальным спутники справляются сами - но из-за особенностей местного AI их решения оптимальными не назовешь. То и дело кто-то будет срываться с места в самую гущу врагов, чтобы атаковать только одного из них, непременно получая по шарам в процессе. Пары боев хватит, чтобы, тихонько ругаясь, снизить уровень сложности.
Еще одно улучшение - новенький вездеход, который выдают вместо Mako из первой части. Он больше не носится, как ошпаренный, и не норовит уехать в неведомые дали при малейшем нажатии A или D. Пострелять из него, правда, не выйдет, да и привод надо постоянно менять - но это, в общем-то, мелочи.
Одна беда: нововведения оказываются засахаренной вишенкой на пресном торте. На отличном вездеходе никуда не хочется ехать. Сражаться весело, но чего ради? Чуть ли не каждый встречный готов поговорить - но не о чем. В Mass Effect: Andromeda почти нечего хвалить, но и совсем уж провальной ее язык назвать не повернется. Единственное, что она убедительно доказывает - освоение галактики может быть до одури унылым. Впрочем, и с этой задачей куда успешнее справляется No Man’s Sky.
Причина для радости одна - оригинальная Мass Effect до сих пор держится молодцом, а ее минусы попросту меркнут перед плюсами вроде цельного повествования и харизматичных персонажей. Повод вспомнить былые времена и сдуть пыль со старенького диска не должен стоить 2000 рублей и больше. Так что держитесь, капитан Шепард, мы возвращаемся.
Достоинства:
- интересная боевая система;
- в кои-то веки - занятный крафт;
- невероятно красивые инопланетные миры;
- время от времени попадаются хорошие квесты и диалоги;
- отличный повод перепройти оригинальную трилогию и вновь обсудить ее с друзьями.
Недостатки:
- вторичный и непродуманный сюжет;
- невнятные диалоги с ужасной озвучкой;
- огромное количество ненужных украшательств и квестов для бога квестов;
- отвратительная лицевая анимация;
- неприличное количество багов.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: BioWare
- Издатель: Electronic Arts
- Дата выхода в России: 21 марта 2017 года
- Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
- Похожие игры: трилогия Mass Effect, Dragon Age: Inquisition, Mad Max, No Man’s Sky
- Стоит ли покупать сейчас? Нет
Автор текста: Полина Есакова