Зависимость ЕС от российского газа усиливается
У Европы фактически остался лишь один надежный поставщик газа, пишет в "Известиях" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
В публикации отмечается, что в Европе началось бурное строительство газовых электростанций: по оценке WindEurope, из 186 ГВт действующих сегодня в ЕС «метановых» станций с 2000 года было введено в эксплуатацию 93,5 ГВт.
При этом автор указывает, что на фоне разговоров о скором пришествии дешевого сжиженного природного газа (СПГ) из Катара и перераспределении после аварии на "Фукусиме" в пользу возобновляемых источников энергии спрос на голубое топливо в Европе значительно снизился, что привело к колоссальным финансовым трудностям крупных европейских компаний, вложившихся в строительство газовых электростанций.
Но уже в 2016 году ситуация начала меняться, а спрос на газ в ЕС вырос на 6,8 процента.
"При этом фактическая стагнация в электрогенерации никуда не делась. Она является наглядным отражением экономических проблем, с которыми на протяжении нескольких лет борется Евросоюз. А впереди европейскую электроэнергетику ждут интересные и потому нелегкие времена. Ожидается, что в ближайшие десять лет ЕС начнет отказываться от угля. Это позволит нарастить долю ВИЭ и голубого топлива в энергобалансе. Вполне вероятно, что Евросоюз обходным путем придет к «веку газа», - не исключает эксперт.
"А мы с вами подошли к самому актуальному вопросу для нашей страны. К вопросу - откуда Европа возьмет голубое топливо. Для ответа на него нам нужно отметить важную вещь - в прошлом году произошла репетиция ценовой войны на рынке газа. Цены на этот энергоресурс были минимальными, и все мы могли пронаблюдать поведение производителей и потребителей в жестких экономических условиях. Так, мы увидели, что СПГ из Соединенных Штатов предпочитает Южную Америку Европе, что Норвегию лихорадит, а Россия нарастила поставки. При этом уже сейчас понятно, что «Газпром» окончил год со значительной прибылью. В отличие, кстати, от коллег из Великобритании и Норвегии.
Репетиция ценовой войны показала, что в действительности у Европы не столь большой, как ей кажется, выбор поставщиков, готовых продавать ей газ по выгодным ценам и в достаточных объемах. А фактически такой поставщик один", - резюмирует Фролов.