Комментарий: Прощание с ЖЖ, или Некролог сетевой юности
Чем на самом деле опасно пользовательское соглашение Живого Журнала и почему с этим по-своему прекрасным прошлым стоит расстаться? Комментарий Александра Плющева специально для DW.Параллельно с написанием этого текста я пытаюсь решить, что делать со своим аккаунтом в Livejournal. Я давно ничего не писал специально для ЖЖ - просто транслировал туда записи из своего основного блога. Взять и удалить - жалко, это довольно ценный архив, из которого можно выудить что-то полезное: упоминания о каких-то событиях, забытые тексты или ценные фотографии. Скачать? Заморозить? Наверняка этими вопросами задались и многие другие пользователи, у которых до сих пор оставался пусть и не слишком активный аккаунт в Живом Журнале.
Повод для этих раздумий - новое пользовательское соглашение, появившееся вслед за за недавним переездом севреров Livejournal из Калифорнии в Россию. Рядовой пользователь никогда этот скучный и будто бы специально непонятно написанный документ не читает, но всегда находятся добрые люди, которые переведут основные положения на нормальный язык. Так было и на этот раз, и не то чтобы по нынешним реалиям выходило совсем скверно: в стране, где массово осуждают за репост, уже мало что пугает. Но появился железный повод наконец-то расстаться с юностью или молодостью и закрыть для себя эту страницу.
Как все начиналось
Живой Журнал, или попросту ЖЖ, появился здесь в начале двухтысячных - тогда, когда далеко не все люди были пользователями интернета. Для русскоязычной публики это был фактически первый опыт массовой социализации и выработки целой сетевой культуры. На довольно продолжительное время ЖЖ стал и соцсетью, и литературой, и, конечно же, площадкой для дискуссий. Все новые на тот момент явления - от троллинга до вирусного распространения - это все ЖЖ. Он же принес в наш лексикон само слово “блог” - казалось, оно навсегда останется синонимом Живого Журнала. Впрочем, сначала вместо “блога” использовался лиричный и трогательный по нынешним временам термин “дневник”. Именно ЖЖ приучил СМИ и их аудиторию к тому, что нечто “написанное в интернете” может стать информационным поводом.
ЖЖ очень быстро и прочно пустил корни в русскоязычном сегменте интернета. Далеко не самая популярная на тот момент американская блог-платформа в Рунете неожиданно прижилась и стала своей. Основателя - Бреда Фицпатрика - никогда не воспринимали как бога, сошедшего с небес на землю, эта участь позже ждала создателя Facebook Марка Цукерберга. Бреда здесь всегда встречали, как родного, в доску своего парня, вернувшегося из долгой и далекой командировки. Ну а уж когда в 2006 году компания SUP Media российского олигарха Александра Мамута купила livejournal.com, ЖЖ окончательно и бесповоротно обрусел.
Это было невероятно круто по тем временам: современный и популярный сервис принадлежит компании, штаб-квартира которой находится в Москве, а филиал - в Сан-Франциско. Это был чуть ли не первый платный сервис: я, например, в течение нескольких лет исправно платил по доллару в месяц не столько за расширенные возможности, которыми я практически не пользовался, сколько из уважения и благодарности к создателям.
Закат Живого Журнала
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. И сам Ж Ж - по содержанию - стал “не торт”, и преобразования в компании сказались, и соцсети жизнь усложнили. Ну, а добило Livejournal “закручивание гаек” - изменения в российском законодательстве по регулированию, а если без обиняков, цензурированию и ограничению интернета. На смену филологам и философам пришли профессиональные блогеры. Политические и мировоззренческие дискуссии вытеснила скрытая и открытая реклама. SUP влился в компанию Rambler, у которой в интернете репутация вечнотонущего “Титаника” и о которой принято спрашивать: “Rambler? А он еще жив?”
И хотя формально - живее всех живых, у ЖЖ настают какие-то совсем уж стариковско-дряхлые времена. Известные пользователи один за другим закрывают свои дневники или объявляют, что перестают их обновлять. И самое удивительное - это то, что они до сих пор это делали. Казалось, что все, ну или почти все, кто вел блоги в ЖЖ, давно переместились в Facebook или "Вконтакте", а то и распылились между Twitter, Telegram и Instagram.
Привычка против безопасности
Новые правила выдавливают даже самых замшелых консерваторов. Большинство почему-то обратило внимание на запрет политической рекламы. Он, разумеется, смешной, грешным делом можно подумать, что все там только и делали, что агитировали. На самом деле, самый пугающий пункт - об ответственности автора блога за нарушение закона в комментарии, оставленном к записи. С такими правилами ЖЖ может запросто опередить "Вконтакте" по числу осужденных пользователей. Ну и еще несколько “приятных” мелочей, касающихся использования личных данных и автоматического донесения Роскомнадзору на популярных блогеров для дальнейшего их включения в соответствующий реестр.
Не принять соглашение пользователь не может - иначе ему не дают авторизоваться. Вот и мне пришлось поставить галочку хотя бы чтобы выставить в настройках сокрытие всех новых комментариев. С этого момента начинает казаться, что все не так уж плохо, ну хотя бы для трансляции-то из блога дневничок можно и оставить, все ж какая-никакая аудитория есть. Но не стоит обманываться - все кончено.
Нарочито антипользовательский подход свидетельствует о том, что Rambler поставил на ЖЖ крест и таким образом с ним прощается. С одной стороны, конечно, жаль - счастливое прошлое всегда жаль. С другой, в нынешних российских условиях отечественный сервис - не самое безопасное место для сетевого присутствия. И если нет желания усложнять себе будущее, самое время попрощаться со счастливым прошлым. Есть Facebook, Wordpress, Medium, Telegra.ph и Telegram, да мало ли что еще. Может, настало время попробовать что-то новое?