Тропическое растение убивает птиц из-за "причуды эволюции"
Растения нередко использует животных и птиц для распространения своих семян, например, репей прилипает к шерсти или перьям, а потом семена отваливаются уже вдалеке от родительского растения. Но один род деревьев, встречающийся на островах в Тихом и Индийском океанах, вообще убивает мелких птиц, когда они садятся на его ветки, чтобы полакомиться плодами. Ученые пока точно не выяснили точной причины этого бессмысленного смертоубийства, но недавно известный эколог предположил, что это просто одна из жутких причуд эволюции.
Алан Бургер из Университета Виктории в Канаде начал изучать пизонию еще в 1990-х годах, тогда он ездил на Сейшельские острова, чтобы поближе изучить ее. На многих видах этого дерева растут длинные плоды, покрытые густой слизью и небольшими крючками, которые удерживают практически все, что к ним прикасается, в том числе насекомых и мелких птиц. Попавшие в ловушку жертвы не в силах улететь, умирают. Затем плоды отваливаются и падают вниз вместе с прилипшей жертвой, которую потом, вместе с семенами, съедают падальщики. Иногда на деревьях скапливается довольно большое количество трупиков, что, по точному выражению журналиста Washington Post Джейсона Биттэла, выглядит "как жуткие украшения рождественской елки".
Это не какой-то случайный казус, а вполне общее для всех пизоний явление, из-за которого дерево называют "деревом-птицеловом". Алан Бургер в течение двух десятилетий пытался найти какой-то эволюционный мотив для этого поведения. Он обнаружил, что те семена, что падают вместе с тушками птиц к подножию дерева, если их не съедают хищники, не показывают большей выживаемости, чем семена без такого питательного субстрата. Также эколог предположил, что трупики могли играть роль своеобразных плотов, чтобы семена могли в них перебраться на соседние острова, однако и такие эксперименты не дали положительного результата.
Таким образом эколог пришел к выводу, что убийство птиц не дает дереву больших преимуществ, а значит является лишь случайностью эволюции.