Берлин надеется, что Кремль перестанет поддерживать Асада
По оценке правительства ФРГ, ситуация, возникшая после налета США на авиабазу в Сирии, может побудить Кремль пересмотреть свое отношение к Башару Асаду.Воинственная реакция Москвы на американскую бомбардировку сирийской авиабазы никого в Берлине не удивила. Иного здесь и не ожидали. Тем не менее, некоторые немецкие политики считают, что, несмотря на резкий тон, именно сейчас появился шанс вывести из тупика поиск политического решения для Сирии и побудить Россию отказаться от поддержки президента Башара Асада.
Ключ от Сирии - в Москве
"Ключ к решению проблемы сумасшедшего диктатора, применяющего ядовитый газ против своих собственных граждан, находится в Москве", - заявил в понедельник, 10 апреля, эксперт по внешней политике фракции ХДС/ХСС в бундестаге Юрген Хардт (J?rgen Hardt) в интервью радиостанции Inforadio.
С его точки зрения, только Россия способна пресечь действия Асада. "Без российской, а также иранской поддержки, Асада уже давно бы не было", - убежден Хардт. Он возлагает большие надежды на предстоящий во вторник визит в Москву госсекретаря США Рекса Тиллерсона и говорит о возможности "появления новой перспективы для переговоров между США и Россией по Сирии".
Главное препятствие для такого диалога - фигура самого Асада. Будет ли Россия и дальше поддерживать президента Сирии? "Я думаю, после тех кадров, которые мы видели во вторник на прошлой неделе, стало совершенно ясно, - заявил Хардт, - что от сирийского народа нельзя ожидать, чтобы диктатор, применяющий химическое оружие, играл бы какую-то роль в будущей мирной Сирии". А в результате, приходит он к выводу, у России стало меньше возможностей сохранить Асада у власти.
Асад - обуза для Кремля
Это ясно немецкому парламентарию. А Кремлю? По мнению некоторых немецких аналитиков, Асад становится ему в тягость. Они напоминают о том, что еще в 2013 году Москва выражала недовольство подходом президента Сирии к проблеме химического оружия и настояла на уничтожении большей части его запасов.
Кроме того, в Москве после американского налета на сирийскую авиабазу, скорее всего, поняли, что Соединенные Штаты не допустят военной победы Асада в сирийской гражданской войне. Российские же попытки перехватить политическую инициативу переговорами в Астане оказались столь же безуспешными, как и западные. "Для Путина война в Сирии становится все более тяжким бременем", - считает министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).
То есть, возникла, указывают немецкие аналитики, классическая патовая ситуация, открывающая новое окно возможностей.
Окно возможностей
Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) назвал такую ситуацию "моментом испуга", которым следует воспользоваться, чтобы усадить за стол переговоров все заинтересованные стороны.
Как важный позитивный сигнал в МИД ФРГ восприняли согласие российской стороны на участие независимых экспертов в расследовании обстоятельств газовой атаки в Хан-Шейхуне, о чем сообщил Габриэль после телефонного разговора с Сергеем Лавровым.
"Мы расцениваем это как хороший и важный признак готовности России не только блокировать работу Совета Безопасности ООН и угрожать вето, но и предпринять или, по крайней мере, позволить предпринять другим конкретные шаги, чтобы выяснить, что там произошло на самом деле", - прокомментировал по просьбе корреспондента DW пресс-секретарь МИД ФРГ Мартин Шефер (Martin Sch?fer) телефонный разговор своего шефа с Лавровым.
Сигнал пробуждения
Официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт (Steffen Seibert) счел необходимым еще раз напомнить, что "без России или вопреки ее воле достичь политического урегулирования в Сирии будет невозможно". Ситуацию для возобновления в Вене дипломатических усилий в Берлине считают подходящей, но большого оптимизма не испытывают.
"Можно только надеяться, что события прошлой недели - химическая атака и ее последствия - станут своего рода сигналом пробуждения для несущих политическую и военную ответственность в самой Сирии, а также тех, кто по-прежнему помогает им разжигать гражданскую войну свежим оружием, свежими деньгами и свежими бойцами", - сказал Шефер, имея в первую очередь в виду Россию и Иран.
В то же время Берлин, обращая свои призывы прежде всего к Москве, явно старается не перегнуть палку, не допустить нарушения шаткого политического равновесия. Американский налет здесь называют "понятной" реакцией на химическую атаку, но исходят из того, что это был разовый акт возмездия, что правилом он не станет.
В противном случае, предостерегает Зигмар Габриэль, "мы просто вынудим русских проявить солидарность с Асадом". А нужно, по его мнению, совсем другое - вовлечь Россию в политический процесс, который свернет Москву с курса "нерушимой верности Асаду".