Разработчики свободного ПО для Linux выступили в поддержку Богатова
Участники проекта Debian, которые занимаются разработкой свободного программного обеспечения, выразили обеспокоенность арестом Дмитрия Богатова, которого обвиняют в призывах к терроризму.
Активисты проекта Debian, которые занимаются разработкой свободного программного обеспечения для Linux, выразили поддержку московскому математику Дмитрию Богатову, которого российские власти обвиняют в призывах к терроризму. В заявлении, опубликованном в понедельник, 17 апреля, на сайте проекта говорится, что Богатов также был его участником. "Проект Debian благодарит Дмитрия за его отличную работу и стойкую преданность Debian и Свободному ПО. Мы надеемся, что он как можно скорее получит возможность вернуться к своей деятельности. Мы выражаем ему и его семье безоговорочную поддержку", - говорится в сообщении.
Ранее с заявлением в связи с ситуацией вокруг Богатова выступила команда анонимного браузера Tor Project. "Все, что мы знаем на данный момент, - это то, что серьезные обвинения были выдвинуты в отношении уважаемого члена нашего сообщества, человека, который, помимо прочего, был оператором релея Tor, разработчиком Debian и GNU, а также активистом в сфере защиты личных данных", - написано в пресс-релизе.
В соцсетях был запущен хэштег freeBogatov, а администраторы выходных узлов сети Tor начали переименовывать их в честь российского математика по всему миру.
Российский проект "Роскомсвобода", посвященный борьбе с государственным регулированием интернета, также выступил в поддержку Богатова. "РосКомСвобода" считает выдвинутые Дмитрию Богатову обвинения политически мотивированными, абсурдными, строящимися на домыслах следователей, а также их технической безграмотности. Мы требуем пересмотра обвинения и немедленного освобождения Дмитрия из-под стражи", - говорится на сайте проекта.
Что не так с обвинением
Обвинение российского следствия против Богатова строится на том, что с IP-адреса его компьютера были отправлены сообщения в соцсетях с призывами выйти 2 апреля на несогласованную протестную акцию в Москве и устроить там массовые беспорядки. Однако сторона защиты указывает, что Богатов был активным участником Tor Project и являлся администратором выходного узла сети, которым воспользовались люди, публиковавшие эти посты.
Бразуер Tor позволяет пользователям анонимно действовать в интернете за счет того, что данные проходят через несколько прокси-серверов - узлов, которые выбираются случайным образом по всему миру. При этом информация шифруется таким образом, что отследить ее путь между конкретными узлами невозможно. Наиболее уязвимым звеном этой цепи являются выходные узлы, поскольку через них осуществляется выход в публичный интернет. Таким образом, администратор выходного узла фактически предоставляет пользователям Tor свой канал в интернет и именно его IP-адрес высвечивается при попытке идентифицировать абонента, совершившего то или иное действие в интернете через этот канал, даже если сам администратор канала не имеет к этому никакого отношения.
Аргументы защиты
Защита Богатова предоставила в качестве доказательства невиновности своего клиента записи с камер наблюдения, на которых видно, что в момент размещения незаконных записей Богатов вообще не находился за компьютером. Кроме того, публикация постов, заинтересовавших следствие, продолжилась и после ареста Богатова. Помимо этого, защита обращает внимание на то, что призывы к протестным акциям (которые, судя по всему, отправлялись через сеть Tor) публиковались с IP-адресов, расположенных в самых разных странах и даже в нескольких российских городах, однако следователи проверили только один из них, расположенный в Москве и принадлежащий Богатову.
Сначала следователи предъявили Богатову обвинения только в призывах к участию в массовых беспорядках 2 апреля (часть 3 статьи 212 УК РФ) и просили суд арестовать его по этой статье, однако суд отказался. Тогда обвинение было изменено на более тяжкие статьи - часть 2 статьи 205 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и часть 1 статьи 212 через 30-ю статью (покушение на организацию массовых беспорядков). В итоге суд согласился оставить его под стражей на два месяца до 8 июня.