Новости и события » Общество » От заявлений до зарплат: Заработают ли "национализированные" "ДНР" предприятия

От заявлений до зарплат: Заработают ли "национализированные" "ДНР" предприятия

От заявлений до зарплат: Заработают ли "национализированные" "ДНР" предприятия

Начавшаяся в конце 2016 года как общественная инициатива ветеранов АТО блокада в конце концов превратилась в государственную политику и привела к прекращению вывоза продукции предприятий с территорий самопровозглашенных республик.

В ответ на блокаду неподконтрольных территорий "ЛНР" и "ДНР" их "руководство" объявило о "национализации" предприятий украинской юрисдикции, работавших на временно неподконтрольных территориях, однако вывозивших продукцию в Украину и плативших налоги там же. Например, в неподконтрольной части "ДНР" в этот перечень попали 43 объекта.

Впрочем, к моменту национализации большинство промышленных предприятий уже давно стояли из-за начавшейся блокады "ДНР". И смогут ли их запустить лидеры самопровозглашенных "республик", по сути, является для них главным экзаменом, равно как и для самих квазигосударственных образований. Экзаменом на жизнеспособность.

Сырьевой и сбытовой голод

Первоначальная эйфория от национализации в "ДНР" быстро прошла. Несмотря на обещания запустить производство на теперь уже "государственных" предприятиях, за полтора месяца удалось это сделать только на Донецком пивоваренном заводе "Сармат", стоявшем более 2 лет.

Это событие стало весьма показательным для экономики, и дело даже не в сомнительной ценности продукции предприятия, а в том, что его запуск лишь подтвердил правило.

За все время проведения АТО пищевая промышленность в самопровозглашенной "ДНР" чувствовала себя весьма уверенно, так как в плане приобретения сырья и сбыта готовой продукции не сильно зависела от Украины. Поэтому возобновить производство пивоваренного завода и сделать его работу достаточно стабильной сравнительно несложно.

Иное дело - тяжелая промышленность, которая сегодня в основном стоит. И причиной тому проблемы, вызванные сперва блокадой неподконтрольных территорий, а затем и национализацией предприятий.

После прекращения транспортного сообщения с Украиной металлургические предприятия оказались без сырья, точнее. железной руды, и что даже важнее - без рынков сбыта готовой продукции. Все это даже без национализации сделало работу предприятий фактически невозможной.

Юридический статус непризнанного государства не позволяет "ДНР" или "ЛНР" самостоятельно производить закупки необходимого сырья или продавать готовую продукцию, что делает невозможным всякую производственную деятельность.

Помощь России: руда в обмен на металл?

Впрочем, руководство непризнанных "ЛНР" и "ДНР" с первых же дней заявляло, что рассчитывает на помощь Российской Федерации в вопросе поставок необходимого для предприятий металлургической промышленности сырья.

В целом чисто технически, учитывая свободную границу самопровозглашенных "республик" с Российской Федерацией, данный вопрос решается весьма легко - железорудный концентрат для металлургов можно спокойно гнать составами. Что же касается кокса, его добычи и производственных мощностей, то его вполне хватает на территории самих самопровозглашенных "республик".

7 апреля глава "ДНР" Александр Захарченко заявил, что принципиальная договоренность о поставках уже достигнута, и к концу месяца возобновится производство на основном металлургическом предприятии самопровозглашенной республики - Енакиевском металлургическом заводе (ЕМЗ, актив Рината Ахметова). 10 апреля СМИ Российской Федерации сообщили о решении "Российских железных дорог" ввести скидку в 25% на транспортировку железной руды до "границы" самопровозглашенных республик. 12 апреля появилась информация о начале поставок железной руды с предприятий российской металлургической компании "Северсталь".

Наконец, 14 апреля глава Федерального агентства по государственным резервам РФ (Росрезерв) Дмитрий Гогин заявил, что "поставки сырья и материалов для предприятий юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей временно в порядке гуманитарной поддержки территории осуществляются за счет имеющихся федеральных резервов товарно-материальных ценностей", тем самым подтвердив поставку сырья и помощь Российской Федерации, правда представив это как "гуманитарную" помощь, очевидно, с целью "прикрыть" российские компании от неминуемых санкций за торговлю с непризнанными "республиками".

Однако поставка сырья для металлургических предприятий на территории самопровозглашенных республик не решает второй проблемы - сбыта готовой продукции, что сделать с территории непризнанной и юридически несуществующей республики официально невозможно. И здесь возможен только один вариант - продавать тем, кто согласится взять на себя заботы по "легализации" товара, но взамен потребует низкой цены на товар.

В роли подобного покупателя наиболее вероятными являются украинские компании, которые согласятся закрыть глаза на происхождение товара и окажутся достаточно изобретательными для того, чтобы организовать легализацию товара. Также в этом могут помочь и российские компании.

Вообще, поставка железорудного сырья на предприятия самопровозглашенной "ДНР" для российских металлургических предприятий является не слишком выгодным занятием. Мировая цена на железорудное сырье в последнее время упала, так что продавать дешевеющее сырье не слишком практично, но главное даже не в этом.

Российские и украинские металлурги традиционно конкурируют друг с другом на международных рынках, и остановка ЕМЗ и других предприятий дает шанс российским металлургическим компаниям занять со своей продукцией освободившиеся ниши. В то же время возобновление работы металлургических предприятий "ДНР" с последующей попыткой самостоятельной реализации произведенной ими продукции эту возможность отвергнет, и 25%-ная скидка на перевозку железорудного сырья эти упущенные возможности не компенсирует.

Впрочем, российские металлурги вполне могут замкнуть на себе реализацию произведенного металла, теми самым получив основную выгоду. В конце концов, может быть и вовсе применена схема работы с "давальческим сырьем", согласно которой металлургические предприятия самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР" будут просто перерабатывать сырье, поступающее из Российской Федерации и отгружать туда же произведенный металл, получая деньги только за переработку сырья. Такая схема позволит сохранить предприятие и выплачивать работникам небольшие заработные платы, которые на большинстве "национализированных" предприятий пока так и не платят. Не стал исключением и Енакиевский металлургический завод. После его национализации сотрудникам пообещали выплатить "подъемные" в размере 4 тысяч российских рублей (1900 гривен), но пока выплаты так и не начались.

Без надежды на пуск?

Металлургам еще можно сказать "повезло". Даже если произведенный металл будет продаваться дешевле его настоящей стоимости, все равно это позволит запустить производство и получать заработную плату. Но есть в самопровозглашенной "ДНР" предприятия, надежды на пуск которых все меньше. И прежде всего это прифронтовые предприятия.

Особняком стоит Горловка.

12 апреля наконец разрешилась интрига - будет ли национализирован и будет ли введено "внешнее управление" на концерне "Стирол", без сомнения, крупнейшем предприятии города. В этот день "исполняющий обязанности министра промышленности и торговли" самопровозглашенной "ДНР" Алексей Грановский представил на собрании работников предприятия нового директора - Артема Сердюкова.

На стоявшем более 2 лет предприятии тем не менее выплачивалась заработная плата, правда, в последнее время с опозданиями, так что к марту 2017 года зарплата была выплачена частично лишь за январь.

На собрании чиновники "ДНР" и новый директор традиционно заверили всех сотрудников в сохранении рабочих мест и продолжении выплаты существующей заработной платы в рублях по курсу 1 к 2. Также заявлялось о возможности запуска основного производства, правда при условии мира или хотя бы отдаления линии фронта на безопасное для предприятие расстояние, а также запуска в более раннее время производства более безопасной продукции из полистирола, пластиковой посуды, бытовой краски.

Правда, подобные заверения из уст руководства самопровозглашенной "ДНР" звучат регулярно.

Также регулярно обещается произвести пуск производства на другом крупном городском предприятии - Горловском машиностроительном заводе имени Кирова. Остановленный также в 2014 году, лишенный части оборудования, вывезенного собственником Corum Group в Дружковку и Харьков, и занимаемый незаконными вооруженными формированиями, он все больше превращается в предприятие-призрак.

Осенью 2015 года прекратилась добыча на шахтах горловского ГП "Артемуголь", и шахты работают теперь только на откачку воды.

Вместе с тем в городе работают Горловский коксохимзавод, восстановивший производство в 2015 году, и производитель лекарств "Стиролбиофарм", принадлежащий Герою Украины Николаю Янковскому.

Работа на камеру

Впрочем, остается еще один вариант, с "успехом" реализованный на территории самопровозглашенной ДНР во время проведения 6 апреля так называемых "военных сборов", - показуха.

То есть под камеры местных и российских СМИ будет торжественно "запущено" производство на каком-нибудь заводе, после чего по прошествии нескольких дней/недель предприятие снова встанет.

Поэтому расценивать "национализацию" украинских предприятий на неподконтрольных территориях следует не только по экономическим соображениям. Ведь самопровозглашенным властям нужны были не столько простаивающие заводы и шахты, сколько рычаг давления на Киев. Теперь же Захарченко и Плотницкому придется ломать голову, как громкие заявления превратить в рабочие места и зарплаты.

Никита Синицин Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.

От заявлений до зарплат: Заработают ли "национализированные" "ДНР" предприятия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх