Обзор Planescape: Torment: Enhanced Edition - классика RPG в мобильном формате
В пантеоне Великих Ролевых Игр Для Компьютера Planescape: Torment всегда стояла в стороне от компании самодовольных парней в сияющих доспехах. И Baldur’s Gate, и Icewind Dale, и даже Fallout - это более-менее привычные RPG, которые оперируют понятными критериями: борьба добра со злом, нравственный выбор, паладины, рыцари и братства (стали). Torment среди этого сборища прилизанных школьных отличников была талантливой оторвой с выкрашенными в синий цвет волосами. «Плейнскейп - это другое» - скажет любой фанат Безымянного, и будет прав: действительно, другое. Так как это другое чувствует себя на мобилках?
Путешествие во времени
Игра стартует с аккуратного круглого меню, где есть, в частности, опция «увеличить размер шрифта» - совершенно необходимая вещь. После короткой загрузки и слегка пожатого ролика стартует тот самый Planescape: Torment, что поломал немало жизней 15-19 лет назад. Разработчики не стали лезть в саму игру, вкидывать туда свои квесты, кампании и прочую самодеятельность, а просто привезли Сигил в гости к двум мобильным платформам - вроде бы, под пристальным взором Криса Авеллона.
Но жизненно важные вещи, конечно, поменялись. В первую очередь интерфейс: по бокам выросли длинные плашки с кнопками инвентаря, карты, главного меню, «быстрого сохранения» и прочим. Внизу расположилась полоска с портретами персонажей и другими необходимыми вещами. Теперь можно подсвечивать активные предметы, одной кнопкой собирать «хабар», а также листать лог битвы. Последняя функция вызывает вопросы - зачем?
Графически Planescape: Torment стала изящнее. Ее можно запустить даже в модном 4K, фоны изрядно прибавили в разрешении, а в подретушированных модельках людей и чертей никогда не угадаешь почтенный возраст. Это, разумеется, не номинация на «картинку года», но выглядит обновленная Torment достойно и седина глаза не режет - большего от ролевой игры прошлого века, пожалуй, преступно требовать.
Раздражает лишь управление, ведь иной раз окружающий мир с трудом распознает команды. Например, проблематично подниматься на другие этажи и, вообще, заходить в здания: жмете наугад, орава разношерстных ребят толпится на ступеньках, ничего не происходит. Надо включать подсветку предметов, и щелкать по всплывшей иконке - тогда получится. С боями отдельная беда: спустя пять минут после старта вы поймете, в какую часть тела врага надо тыкать, чтобы Безымянный кинулся в атаку (спойлер: цельтесь в ноги), но дальнейшие битвы попьют еще много крови. Впрочем, разве в оригинале было как-то иначе?
И все же, несмотря на косяки, порт неплохой. Транспортировать из 99-го года игру такого масштаба невероятно сложно, и эти проблемы - абсолютная ерунда по сравнению с тем, что могло выйти в итоге. Если не верите, то попытайтесь запустить на современном компьютере оригинальную версию - мгновенно почувствуете разницу. Так что не бойтесь обжечься - по-новому упакованная Torment доставит тонны старых эмоций. Ведь внутри это все та же игра.
Updated my journal
Неподготовленный человек, пожалуй, сразу и не поймет, в чем дело. Классическая прокачка, партия, боевая система с участием невидимых кубиков и цифр, запутанная карта и миллионы страждущих, готовых немедленно озадачить вас проблемами первой важности. Да еще и амнезия в качестве главного двигателя сюжета - серьезно, это ваш шедевр на все времена? Все это в Planescape: Torment есть, но не обманывайтесь - игра эксплуатирует жанровые клише, чтобы их тут же их вывернуть, кинуть на пол, плюнуть и гордо пойти дальше. И амнезии как раз достается больше всего - поймете, когда будете выкупать свой когда-то оставленный глаз (не спрашивайте).
Никакого занудства и пафосных рыцарей. Не надо спасать мир, сопартийцы не ведут высокодуховные беседы о чести и доблести - стандартная бредятина из Baldur’s Gate, когда паладин вразумляет вора, в Planescape: Torment попросту невозможна. Потому что на самом деле нет никакого вора и никакого паладина - мы все отвратительны, прекрасны, ужасны и восхитительны одновременно. В прошлом весельчака Мортэ скрывается немало дрянных дел, а хамоватая Анна увязает в самой безвылазной «френдзоне» на свете - и нам ее по-человечески жаль.
Сама вселенная Torment - это перевалочный пункт, существующий между адом, раем, страданием и счастьем. Здесь в одном котле смешаны все главные пороки и добродетели. И неслучайно в игре столь отчетливо угадываются буддистские мотивы. Колесо Сансары, в котором вечно крутится главный герой, дает понять: ты в ловушке, пока не заглянешь внутрь себя. Поэтому лейтмотив игры - личная жизнь кучки существ, их страхи и надежды. Мир пусть спасают капитаны и бывшие послушники, а у нас проблемы посерьезнее - например, разобраться в себе. Примерно за 14 лет до событий BioShock Infinite.
Безусловно, Planescape: Torment - великая игра. Второй такой RPG попросту нет: Icewind Dale слишком жанровая, а Fallout все же про другое. Так что ловите момент - у вас есть шанс прикоснуться к классике максимально безболезненным образом, заплатив всего 560-750 рублей.
Достоинства:
- одна из лучших ролевых игр в мире;
- наглядная демонстрация философии буддизма: жизнь начинается и кончается в одном месте, а после смерти все запускается заново;
- прорва крутых второстепенных квестов;
- блестящие тексты - здесь больше читаешь и восхищаешься, чем делаешь что-то еще;
- неплохое качество портирования;
- зубы Мортэ, хвост Анны и дневник Грейс.
Недостатки:
- нет русского языка, так что, если вы не в ладах с английским (или корейским), - будет очень тяжело;
- кривое управление - Безымянный и компания не всегда правильно понимают, что от них хотят;
- если культ Planescape прошел мимо вас, будет тяжело вливаться в геймдизайн 99-ого года;
- высоковатая цена для iOS-версии.