Драки школьниц: откуда берутся корни детского насилия
Не так давно соцсети и общество в целом всколыхнул мрачный случай в Чернигове. Интернет обошло видео (впоследствии показанное на ТВ) с дракой подростков, на котором три девятиклассницы жестоко избивают свою сверстницу. За этим наблюдали десятки людей, многие снимали на телефоны.
После этого было возбуждено уголовное дело, которое, впрочем, быстро заминают.
Так, родителям пострадавших постоянно угрожают, саму пострадавшую девушку выписали из больницы в срочном порядке без объяснения причин, а сами садистки восстановили удаленные было страницы в соцсетях и ищут человека, который слил в интернет видео - чтобы отомстить.
При этом в лицее, где учились все участники побоища, «Четвертой власти» заявили, что совершенно не в курсе происходящего.
«Понимаете, мы новостей не смотрим, и интернет тоже не читаем, поэтому мы не знаем о таких случаях», - заявил секретарь в учительской.
Директора при этом на месте не оказалось.
Также неразговорчивыми были жертвы. Одна из них заявила, что «у меня все в порядке», и быстро прекратила разговор, а ее парень рассказал, что боится мести со стороны одноклассников. По его словам, такие избиения происходят крайне редко, но случаются.
«Собираются обычно в центре. Решают, что и как. Это не привязано к школе, просто нашим нечего делать, они тусуются по 20-30 человек. Все происходит стихийно. Кто-то что-то сказал, и все- идем кого-то побьем», - говорит парень.
При этом наблюдатели и журналисты, которые пытались понять изнутри, как происходят вспышки насилия, также отмечали спонтанность происходящего.
«Это действительно правда, они собираются толпой в несколько десятков человек, сидят во дворах такими большими комьюнити, и быть чужим тут очень плохо, это будет человек, поставленный вне их мира, который в небольшом Чернигове очень тесен», - отметил один из местных жителей, журналист, который регулярно общается с этими подростками во дворе школы, расположенной с его домом.
По его мнению, все проблемы - от того, что подросткам нечем заняться.
«Странно, но мы такими были в 90е. Тогда произошел коллапс, и не было ни кружков авиамоделирования, ни турклубов, все заглохло, кроме тренажерок и боксерских секций. И вот, ничего не поменялось. Но ведь этим ребятам должен быть известен интернет! Он дает столько возможностей, мы могли только мечтать об этом. Но они его просто не используют его по назначению!», - отмечает он.
При этом, источники, близкие к следствию, признаются, что скорее всего все закончится условным сроком.
«Мне такой исход кажется наиболее вероятным. Легкие телесные, несовершеннолетние правонарушители... Мое личное мнение, что это не будет слишком суровое наказание», - отметил наш источник.
При этом такое поведение среди подростков является естественным, а излишняя жестокость проистекает из неуравновешенности непосредственных участников конфликта.
«В каждой группе людей есть свои социальные роли, они постоянны, и всегда заняты. У подростков эти роли наиболее ярко выражены, что приводит к конфликтам. Иногда эти роли и вовсе бывают гипертрофированы. И роль козла отпущения, девочки для битья - есть среди них», - отмечает психолог Мария Карпенко.
По ее словам, проблема этих социальных ролей в том, что они - неизменимы, и не привязаны к людям.
«Если человек уходит из коллектива, например, в другую школу, или другой город, на его место тут же находится другой объект всеобщего насилия», - отмечает Карпенко.
При этом никаких серьезных рецептов, как влиять на ребенка вне школы, ломая эту социальную структуру, нет. Еще одна проблема - современное школьное образование не предполагает какое-либо участие учителей в жизни школьников за пределами их учебного времени.
На данный момент все опрошенные нами эксперты сошлись на мнении, что проблема требует большего внимания родителей к детям и учителей - за пределами школы. А также большей вовлеченности детей в разные социальные группы (кружки, сообщества), где у них будут разные роли, что будет учить их быть мягче к другим детям в их группе.
Не менее показательной на конфликт оказалась реакция общества. В соцсетях были призывы не только к тюремному заключению, но и к актам насилия против садисток.
«Такое поведение не менее незрело, чем поведение самих участников драки. Но это типично для любого пост-революционного общества», - отмечает социальный психолог Лидия Смола.
По ее мнению, в основании такой контр-агрессии лежат недоверие к любым институтам, которые воспринимаются как ancient regime, а также желание ответов «здесь и сейчас».
«В обществе не реализован запрос на справедливость. И потому реакция на любую непсправедливость - от такой до коррупции вызывает агрессию. Общество не получило сатисфакции от справедливости и потому оно ищет ее. При этом оно пребывает в состоянии поиска простых ответов и не доверяет институциям», - отмечает психолог.
По мнению Смолы, в таких ситуациях общество тяготеет к самосуду, и даже морально оправдывает применение этого насилия своими членами.
«Власть в стабильном обществе имеет монополию на насилие. Но Украина сейчас - де-факто в состоянии войны и общество нестабильно. Это может привести к серьезным последствиям», - говорит специалист.
По ее мнению, в таких ситуациях может помочь только прозрачное следствие с действительно соответствующим преступлению приговором.
Пока все пытаются выяснить, что произошло в Чернигове, а телеканалы наперебой показывают участников конфликта с просьбами «понять и простить», в самом городе накаленная обстановка понемногу успокоилась. Все свелось к вялому следствию.
Впрочем, и случаев столкновения между подростками с прошедшего времени зафиксировано не было.
Сергей Костеж