Авторская колонка Юрия Перхурова "Литература и макулатура"
Люди делятся на три категории. Есть граждане, которые книг вообще не читают. Есть догматики, которые всю жизнь читают только одну-единственную книгу. Есть люди, которые читают разные книги. Легко догадаться, с кем интересней общаться.
Тут одна ведомственная библиотека решила провести инвентаризацию с попутным списанием литературы, которая не пользуется спросом у посетителей этой самой библиотеки. Поскольку эта книжная кладовая формировалась еще во времена СССР, подбор книг оказался соответствующим. Какие&8209;то переводы коми-пермяцких поэтов, изданные на хорошей мелованной бумаге, произведения писателей соцреализма, фамилии которых заслуженно уже никто не знает, и прочая пропагандистская туфта, место которой исключительно в пункте приема макулатуры или в коллекции собирателя совковой литературы. И, судя по состоянию этих книг, рука читателя к ним никогда не притрагивалась.
Старый миф о том, что Советский Союз был самой читаемой страной в мире, разбивается как раз о качественный состав библиотечных фондов. Купить хорошую книгу в книжных магазинах было практически невозможно, поэтому с их директорами дружило все городское начальство. Поскольку считалось, что книга - это лучший подарок, домашние библиотеки также постепенно превращались в скопление хлама. Шанс купить что&8209;либо по тем временам достойное, типа Дюма, Сименона или «Анжелики», был на книжном рынке на пустыре за музыкальной школе. Да просили за этот книжный дефицит поистине ломовые бабки. Советская власть зорко следила, чтобы научившееся читать население читало только «правильные» книжки. Поэтому всякие Ахматовы, Цветаевы и Булгаковы издавались ограниченными тиражами для избранных. Большинство народа довольствовалось Пушкиным, Горьким и, если повезет, Конан Дойлем. А также теми же классиками соцреализма, которые описывали какую&8209;то выдуманную реальность.
Крушение коммунизма открыло бывшему советскому читателю Бродского и Оруэлла, Платонова и Довлатова и прочую литературу, которую в отличие от макулатуры хочется перечитывать. А появление интернета и электронных библиотек сделали возможность читать любые книжки практически неограниченной. Один раз потратился на удобный гаджет - и вся мировая классика к твоим услугам.
Безусловно, останется какая&8209;то часть читателей, которые предпочитают читать книги в их классическом, бумажном исполнении. Но знающие люди говорят, что привыкнуть к электронной книге - дело времени. Поэтому неизбежно процесс, который начался в той ведомственной библиотеке, перекочует рано или поздно во все городские. И не надо стесняться избавляться от ненужных и неинтересных книг. Даже если сборник переводов стихов прогрессивных северокорейских поэтов был издан когда&8209;то на хорошей бумаге, он не перестает быть макулатурой по сути. Хранить ее просто незачем. Перелопатьте библиотечные фонды, оставьте книги, которые хотя раз за последние десять лет были востребованы, а прочее - во вторсырье. И сразу в этих библиотеках станет проще дышать, а освободившееся место - использовать под установку тех же компьютеров, подключенных к интернету.