Владимир Тимко: Я уважаю всех предпринимателей, от уличных торговцев до крупных бизнесменов
Он импульсивен. Его оценки людей и событий подчас нелицеприятны и категоричны. Но даже недруги вряд ли могут всерьез усомниться в его искренности. Если предположить, что бизнес - как профессия и способ существования - впитал в себя кое-что от спорта и кое-что от философии, то кажется вполне закономерным, что Владимир Тимко - один из тех, благодаря кому в Рубежном появились компании "Микрохим" и "Фармбиотест", - выбрал для себя именно этот путь. В свои "за пятьдесят" он лишь недавно прекратил играть в волейбол, которым занимался с юности, а когорту его любимых авторов открывают Бертран Рассел и Андрей Сахаров - люди, по оценке ряда влиятельных изданий, входящие в десятку самых великих умов минувшего столетия. Чисто спортивный азарт в достижении поставленной цели у него вполне гармонично сочетается с желанием осмыслить все то, что происходит вокруг. С ним есть о чем поговорить. Особенно накануне Дня предпринимателя.
- Владимир Григорьевич, как вы считаете, почему в обществе отношение к бизнесменам в массе своей негативное?
- Разные модели жизни. Попробуйте заставить человека, который семьдесят лет не был "моржом", полюбить ныряние в прорубь. Он не только не согласится. Он будет тыкать в вас пальцем. А если вы вдобавок будете здоровы - что весьма вероятно для такого образа жизни, - то он еще примется вам завидовать. Человек вообще любит комфорт, а бизнес почти всегда диктует свои условия, зачастую, отнюдь не комфортные. В Советском Союзе был бизнес?
- Не знаю. Был?
- В Советском Союзе был Госплан. И не было рынка. Потом нам сказали: "Ребята, рынок! Он все сам решит!" Помните все эти программы Шаталина-Явлинского? "500 дней". Полтора года - и все, заживем! Не получилось. Если говорить конкретно о нашем городе, то, к примеру, рубежанские красители стали не конкурентоспособны. Поскольку Китай, сумевший переставить коммунистическое государство на капиталистические рельсы (и в этом у него, кстати, есть чему поучиться), наводнил рынок своими, более дешевыми. С пентаэритритом, который производила "Заря", - та же история. Вообще вписываться в новые реалии было мучительно тяжело даже на персональном уровне. Для меня - в том числе. Когда пошли все эти "тектонические сдвиги", я руководил научно-техническим центром на "Заре". 2000 год. 15 лет работы за плечами. Опыт. Мне говорили: "Ты с ума сошел? Куда ты собрался? Должность, зарплата - ты что!" И я вам скажу: да, выбор был очень сложным, но он был сделан. В пользу бизнеса.
- Не пришлось пожалеть о таком шаге?
- В смысле - не хочется ли иногда покоя? Того, чтоб о тебе кто-то позаботился? Например, государство. (Смеется.) Хочется. Но редко. Потому что бизнес - это образ жизни. Ты принимаешь решения. И ты несешь за них ответственность - в смысле конечного результата. Я вообще считаю, что настоящий бизнесмен не может жалеть о выборе, он может сожалеть только об ошибках на этом пути.
- Какие стандарты жизни и модели бизнеса вам ближе?
- Знаете, в одном умном фильме сравнивали Европу с Америкой. В Европе высокие социальные стандарты. Защищенность. И это правильно. Потому что так жить - комфортно. Но есть и другая правда - правда Соединенных Штатов, где выше всего ценится свобода. И именно эта свобода в конце концов и сделала США лидером мировой экономики. Да, там жесткие правила. Но они стимулируют развитие. И конкуренцию. К примеру, Билл Гейтс был в свое время оштрафован на $800 тысяч за то, что должным образом не проинформировал американские антимонопольные органы о покупке акций одной фармацевтической компании. Билл Гейтс! Богатейший человек США вот уже двадцать с лишним лет! Много вы знаете подобных случаев из отечественной истории? Или, допустим, другой пример поощрения конкуренции. Примерно четверть всего мирового авторынка приходится на США. Но при этом там никому в голову не придет взять и запретить импорт японских автомобилей ради того, чтобы создать тепличные условия для своих концернов!
- Вы американофил?
- А вы хотите сказать, что путаете Силиконовую долину со Сколково? Бросьте! Сказки про тупых "пиндосов" - это для дураков. Почитайте историю Америки. Меня когда-то поразил один исторический факт. Если дети первых колонистов прогуливали школу, знаете, кого наказывали? Родителей. Потому что там серьезно относились к образованию. Даже в то время. Посмотрите первую двадцатку лучших университетов. Кто там? США и Великобритания. И по одному вузу из Канады и Швейцарии - в качестве "экзотики". Стоит ли удивляться, что Америка задает тренд: зарабатывать умом. Сегодня капитализация компании "Apple" превышает капитализацию российского "Газпрома". И это логично. Тут нет случайности. Общество, в котором реализуются модели Гейтса и Джобса - вы же понимаете, - оно навсегда опережает то, где царствуют олигархи. Как у нас. Или как в России. Неважно. Воровать в государственных масштабах и внедрять инновации - это абсолютно разные способы получения богатства. Во втором случае богатым быть не стыдно. Ну, правда, в первом - тоже как-то не очень стыдятся...
- Бизнес может быть морален?
- Бизнес может чувствовать свою социальную ответственность. И должен. Но тут вот какое дело: если фискальные органы снимают с тебя три шкуры, то ты как-то бываешь не очень расположен к благотворительности. Чтобы кому-то помогать, нужно иметь из чего. Из каких средств.
- Компания "Микрохим", генеральным директором которой вы являетесь, она все-таки...
- Нет-нет-нет!
- То есть она... не чувствует свою социальную ответственность?
- Компания? Чувствует. Просто я не генеральный директор. Генеральный у нас - Бренер Михаил Александрович.
- Хорошо. А вы?
- А я - просто директор. Который - да, чувствует свою ответственность. Перед коллективом. Перед обществом. В нынешней ситуации войны - особенно. Мы ведь не только, допустим, помогаем препаратами лечебным учреждениям города. Мы помогали и сегодня помогаем нашей армии.
- Бизнесмен - это патриот?
- Знаете, у нас есть олигархи, у которых по три паспорта. Украинский, израильский, еще какой-то. Но олигархов я бизнесменами не считаю. Поэтому что ж о них-то говорить? Буду говорить о себе. В 2005-м, еще после того Майдана, у меня, помню, был разговор с одним белорусским коллегой. Умный человек, много чего знающий и много чего умеющий. Но он искренне недоумевал, когда я ему говорил о том, что у нас в стране произошло, и как я к этому отношусь. Он меня спрашивал: "Володя, зачем тебе все это надо?" И я тогда ему ответил фразой, суть которой осознал, возможно даже, позже, чем ее произнес. Я сказал: "Понимаешь, я впервые ощутил себя гражданином". Для меня эти ощущения - гражданина - очень важны. И важно, чтобы была возможность реализовывать какие-то проекты именно здесь. На родине. Важно не допустить ситуации, когда единственным выходом остается эмиграция. Кому стало легче от того, что после революции Сикорский уехал в Америку? Создал свои вертолеты там, а не здесь, в Киеве.
- Сейчас у нас тоже война. Некоторые бизнесмены - да и не только бизнесмены - уезжают в Европу.
- Я не могу их осуждать. Это их выбор. Но это не мой выбор. Даже когда в Лисичанске сидел Мозговой, а на блокпосту между Рубежным и Северодонецком стояли так называемые "ополченцы", "Микрохим" не останавливал производство. Мы работали. И это был наш выбор.
- "Фармбиотест" тоже работал?
- "Фармбиотест" мы тогда только-только запускали. И это, кстати, совершенно новое направление. Не только для нас. Клиники, которая бы проводила подобные исследования и делала бы подобные анализы, нет в Украине. А потребность в ней - есть. Сейчас объясню. Есть такой метод - биоэквивалентность. В чем его суть? В том, что берутся два препарата - например, "Виагра", которую выпускают американцы, и "Тегрум", который разработал отечественный производитель, - и проводится сравнительное тестирование. На основании него дается заключение: оба препарата действуют на организм аналогичным образом. Почему это важно? Потому что пациент, принимающий отечественный, более дешевый препарат, должен быть уверен, что это средство обладает тем же лечебным эффектом, что и его зарубежный аналог. В сущности, таким образом у нас - в Украине, в Рубежном - "имплементируются" стандарты медицины мирового уровня. Это все серьезные вещи. А в серьезные вещи приходится вкладывать серьезные деньги. Современное оборудование, дорогостоящие препараты, высококлассные специалисты. Все имеет свою цену. Да, мы сейчас получаем - или, вернее, пытаемся получить - здесь доход. А где вы видели недоходный бизнес? Это профанация. Мы получаем доход, но он в значительной степени уходит на дальнейшее развитие. Поэтому все разговоры о том, какое это замечательное занятие - грести деньги лопатой... Как сказал один рубежанский предприниматель: бери лопату, становись рядом и греби. Ну если все так просто!
- Не каждому же быть бизнесменом.
- Конечно. Но общую для всех формулу успеха это не отменяет.
- Цель плюс упорство?
- Можно даже проще: девять раз упасть и десять раз подняться.
-Чего, по-вашему, не хватает местному бизнесу? Да и вообще - украинскому.
- На данный момент для местного бизнеса необходима, прежде всего, гарантия безопасности. А если говорить об общеукраинском подходе, то здесь предстоит сделать очень и очень многое...
Но на мой взгляд, главное, что должно понять государство и общество: только бизнес способен вывести страну на путь процветания.
- Накануне Дня предпринимателя вы именно этого желаете "коллегам по цеху"? Хороших законов, адекватных "мытарей"...
- Я желаю всем удачи. Это все ерунда, когда г