Ничего невозможного: начдив Александр Пархоменко
Клим Ворошилов сказал об этом человеке, что его жизнь была сказкой. Участвовал в восстании рабочих паровозного завода Луганска во время революции 1905 г., был в Москве и принимал участие в свержении царской власти в 1917 году, от начала и почти до самого конца прошел гражданскую войну на Украине. 3-ого января 1920 г. был убит в 36 лет махновцами. Батька лично сделал смертельный выстрел в упор по окруженному со всех сторон израненному, но непокорному начдиву, исходя бессильной злобой.
Александр Пархоменко освобождал Украину от польской оккупации
Пархоменко лично встречался с В. И. Лениным. О чем еще мог мечтать сельский паренек, нанявшийся торговать вразнос колбасой в Луганске и зачитывавшийся революционными брошюрками о том, как изменить судьбу? Да, жизнь Александра Яковлевича Пархоменка была красивой революционной сказкой.
Две встречи
Встреча с В. И. Лениным была самым сильным впечатлением и самой большой наградой для Александра Яковлевича. А было это так.
Причудливая линия фронтов молодого советского государства в 1918 году была похожа на профиль старой уставшей женщины, а железная дорога на Царицын - на яремную вену. Перекрой ее – и Советская Власть погибнет без хлеба. Для организации обороны Царицына партия отсылает одного из самых надежных и проверенных людей из тех, кто всегда добиваются успеха в любом деле – И. В. Сталина. И Пархоменко в революционном хаосе 1918 года стал для И. В. Сталина последней надеждой на то, что Царицын получит оружие и боеприпасы. Ведь о способности Александра Яковлевича «находить», «доставать» и «обеспечивать» ходили легенды. Однажды, например, он в одиночку привел в Луганск целый бронепоезд. На свою беду 75 вооруженных до зубов анархистов, которым и принадлежал состав, решили взять плечистого комиссара, пришедшего к ним на переговоры, в плен. Плен перерос в сдачу бронепоезда луганским красноармейцам.
Нужно сказать, что Пархоменко и на В. И. Ленина произвел впечатление. Владимир Ильич дает «карт бланш». «Берите больше! А о любых задержках докладывать мне!» - такие слова услышал Пархоменко от Ленина.
Ленин и Пархоменко
В следующий раз Пархоменко и Ленин встретились в 2014-ом в Житомире - уже как памятники… После шабашей «национально-свидомых» оба памятника коммунальщики свезли на хоздвор предприятия «Зеленбуд». Сносили Пархоменко уже после свержения Януковича местные неофашисты.
"Перемога" над памятником Агония государственности: фактический основатель УССР Ленин и освободитель УССР от польской оккупации Пархоменко на дворе КП «Зеленбуда» в Житомире. «Шляхта смерти». Как Пархоменко от поляков Украину освобождал
Памятник луганчанину в Житомире появился в 1987 году не только в рамках празднования столетия со дня рождения легендарного командира. 14-я дивизия Пархоменко освобождала Житомирщину от белополяков.
В 1920 году главной валютой на Украине становится американский доллар. Американцы толкают Пилсудского на борьбу с Советской властью. Над Украиной даже американские пилоты летали. Не обошлось, конечно, и без иностранных специалистов, особенно в области разведки и диверсий. В оккупированном Житомире, как пишет писатель Вячеслав Иванов, автор биографического романа «Пархоменко», попытались создать из заключенных переполненной тюрьмы школу диверсантов, «выпускники» которой должны были обезглавить Красную Армию. Из шести сотен отобрали двести самых истощенных и несчастных. Но из них согласились сотрудничать единицы. Тех, кто не соглашался, закалывали штыками. Из соображений секретности, нужно полагать.
Привел польских оккупантов на территорию Украины – Симон Петлюра
Но секретности выдержать не получилось. Когда кавалерийская дивизия Пархоменко прорвала под Винницкой деревней Самгородок фронт и, «гуляя» по тылам, сделала набег на станцию Бровки, два красноармейца, чудом выскользнувших из житомирской душегубки, узнали среди польских жандармов, охранявших вагоны с сахаром, тех, кто поднимал беззащитных узников на штыки. Пархоменко расстрелял карателей.
Второй акт драмы возмездия разыгрался под Львовом 19 августа. Организатору житомирской диверсионной школы после бегства белополяков с Киева поручили организовать дивизию «Шляхта смерти». Ее то и бросили против Пархоменко польские диверсанты.
…А освобождал от белополяков Украину луганчанин Александр Пархоменко. Кадр из одноименного фильма
Уланы теснили красных, и те начали отступать. Но вдруг перед строем появился Пархоменко и скомандовал: «Стой! Назад!». «Начдив!» - пронеслось в строю, и дивизия остановилась. Поляки, решив, что пришло большое подкрепление, и сами придержали коней. Одна лава застыла против другой. Из тыла поляков вылетел на коне полковник и стал подгонять кавалеристов идти в атаку. Но солдаты стояли и неловкая пауза затягивалась. Александр Яковлевич, вмиг оценив обстановку, направил коня на полковника. Тот тоже не растерялся и между двумя командирвами, как в древние времена, начался поединок. Воспитанник французской военной школы, полковник был отличным фехтовальщиком и смог рассечь папаху начдива. Но в жилах Пархоменко кипела казацкая кровь, и он, улучив момент, ударил по шее с оттяжкой, зарубив палача.
«Точка!»
Напор, непреклонность, смелость, богатырская сила соединялись у Пархоменко с любовью к книге, цепкой памятью, тонким юмором, лиричностью и даже мечтательностью. С книгой он даже фотографировался. На фото 1911 года с женой и двумя детьми он держит в руках книгу. Да и сам больше похож на мещанина, чем на рабочего. В любых условиях он всегда находил возможность следить за собой. Луганский парикмахер сохранил у себя абонемент Пархоменко до 1917 года. Солдаты не просто любили своего начдива, они им гордились. «А все-таки красивый наш начдив!» - говорили они друг другу. Но когда читаешь строки документа для награждения Пархоменко четвертым Орденом Красного Знамени, понимаешь, что речь идет вовсе не о внешней красоте. «Товарищ Пархоменко всегда лично управлял боем, а когда принимал участие в атаках, всегда был примером храброго воина, чем обеспечивал успех операций».
Дивизия Пархоменко была самой молодой в Конной Армии, но не смотря на это, именно она оказывалась на самых решающих отрезках фронта, совершая много, то, что шло вразрез с многими канонами военной науки. Считалось, например, что после длительного перехода кавалерия перед боем должна длительное время, до нескольких месяцев, восстанавливать силы. 14 дивизия поле двухнедельного отдыха пошла в бой. Да еще и какой! Она вышла против лучшей польской кавдивизии генерала Карницкого. Командир 4-й кавдивизии боевой товарищ Пархоменко А. Городовников вспоминает: « …И тут я увидел, как водит в бой полки Александр Пархоменко. С высоты, с горы мы смотрели, как грозно пошла в атаку на 14-ю дивизию, усиливая аллюр, дивизия генерала Карницкого. Мы увидели, как перед фронтом 14-й дивизии появился всадник в широкой черной бурке. На солнце сверкнул его клинок, и после сверкнули над строем тысячи поднятых к небу сабель. 14-я дивизия двинулась. Она летела вперед навстречу полякам, верно, неотвратимо и точно нацеливая удар… Началась сеча, страшная и грозная. Стиснутая с трех сторон дивизия Карницкого была разгромлена!».
Польские войска, марширующие по Киеву. 1920 г.
Считалось также, что конница неспособна пойти на укрепленную линию. «Белопольский фронт – как вспоминает С. Буденный, - в районе Самгородка, Озерной, Чернорудки прорван. Контратаки Карницкого и Савицкого захлебнулись. Произошло неслыханное событие в военном искусстве нашей эпохи – конница прорвала усовершенствованную, хорошо укрепленную, оснащенную всеми видами огня долговременную оборонительную линию пехотных частей».
А еще было предубеждение, что конница неспособна воевать в лесистой и болотистой местности. А 14-я дивизия брала Радомышль, окруженный лесами, воевала под Дубно, Бродами, брала Ровно, дошла до Львова. Два особо отличившихся полка стали получили боевые имена «Дубенский» и «Харупанский» за успешные действия на заболоченных берегах речки Иквы под Дубно.
Не было ни одного дела, которое Александр Яковлевич не довел бы до конца. «Точка!» - говорил Пархоменко в конце выступления, речи или просто завершая разговор. И эта «точка!» гремела в его устах громче стократного «ура!», потому что всегда содержала в себе росток надежды.
Памятник Пархоменко в Луганске