"Восточный разворот" - дело тонкое, или Почему РФ тормозит инвестиции КНР
Несмотря на заверения в готовности к масштабному сотрудничеству с КНР, Кремль не спешит одобрять крупные сделки с китайскими инвесторами. Убытки от этого несет российский бизнес.
14-15 мая в Пекине состоится международный форум Шелкового пути. Мероприятие планирует посетить президент России Владимир Путин. Работу на форуме он совместит с визитом в Китай, в рамках которого пройдет его встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Отношения РФ и Китая активизировались после введения западных санкций в отношении России из-за аннексии Крыма весной 2014 года. Москва заявила тогда о "восточном развороте", анонсировав несколько крупных совместных проектов с КНР. Однако, как отмечают наблюдатели, на деле Россия не спешит давать "зеленый свет" китайским инвесторам. В чем причина, выясняла DW.
Торговый оборот между КНР и РФ растет
Поток китайских инвестиций в российскую экономику в последние годы растет. Если в 2013 году объем накопленных китайских инвестиций в РФ составлял около 3,5 млрд долларов, то к концу 2016 года этот показатель, согласно данным Минкоммерции КНР, превысил 8,9 млрд.
В этом году, во многом благодаря росту цен на нефть, удалось достичь и заметного роста торгового оборота между странами: более чем на 26 процентов за январь - апрель 2017 года (до 24,7 млрд долларов) по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2016 года.
Основным товаром, поставляемым из России в Китай, остаются углеводороды. "На данный момент для России Китай является самым крупным покупателем нефти и газа в азиатском регионе", - заявила DW замдиректора аналитического департамента инвесткомпании "Альпари" Анна Кокорева. Интерес Китая к России симметричен и сосредоточен главным образом в сфере природных ресурсов.
Российская нефть и китайские инвестиции
Помимо непосредственной закупки энергоносителей, КНР стремится войти в проекты по разработке месторождений и в капитал крупных российских компаний. Впрочем, как говорят эксперты, пока им удается получить лишь роль младших партнеров.
"Если они и допускаются в состав акционеров, то только с миноритарной долей, которая ни на что не влияет", - заявил DW экономист, руководитель аналитического департамента управляющей компании "БК Сбережения" Сергей Суверов.
Наибольших успехов на сегодняшний день добились крупные китайские компании CNPC и Sinopec. Первая владеет 20 процентами в компании "Ямал СПГ". Вторая в конце 2015 года приобрела 10 процентов нефтехимической компании "Сибур". Кроме того, совместно с "Роснефтью" она управляет "Удмуртнефтью". Структура китайского фонда Highland Fund в 2015 году получила 10,7 процентов в одном из главных инвестиционных проектов "Норникеля" - Быстринском ГОКе.
Интерес китайцев к российскому золоту
Как показывает практика, добиться разрешения на покупку блокирующего пакета (не говоря уже о большем) в крупных компаниях китайским инвесторам не удается. Как стало известно DW, вот уже несколько месяцев тщетно ждет одобрения на сделку от российской правительственной комиссии китайский инвестфонд Fosun International, выразивший готовность приобрести 25 процентов золотодобывающей компании "Полюс Золото". Сумма сделки в ноябре 2016 года оценивалась в 2 млрд долларов.
Привлекательность актива выросла в конце прошлого года, когда "Полюс" совместно с госкорпорацией "Ростех" получил право на разработку золоторудного месторождения "Сухой Лог". Сам "Полюс" заинтересован в продаже своей доли, поскольку испытывает финансовые проблемы. Компания должна "Сбербанку" более 5 млрд долларов. На разработку "Сухого Лога" только на начальной стадии, по подсчетам Минприроды, потребуется около 2 млрд долларов.
В прошлом году "Полюс" заработал 2,5 млрд долларов. Отдавать половину выручки на уплату кредита в течение нескольких лет, одновременно вкладывая в развитие "Сухого Лога", было бы тяжело, а инвестиции от Fosun могли бы помочь "Полюсу" решить финансовые проблемы, писали аналитики Raiffeisenbank. Однако, как рассказал DW источник, знакомый с ситуацией, ясности относительно того, будет ли одобрена сделка, нет, и, когда она появится, неизвестно.
Национальные ресурсы РФ и фактор Керимова
По словам Анны Кокоревой, ждать, возможно, придется долго, поскольку решается вопрос стратегической важности: "Речь идет о национальных ресурсах. Несмотря на то, что они находятся в частной собственности, продажа блокпакета китайцам может существенно повлиять на развитие компании и золотодобычи в стране в целом. Западные санкции показали, что впадать в зависимость от иностранных инвесторов, технологий, кредитов и прочего опасно, поэтому подобные сделки рассматриваются очень долго".
Сергей Суверов добавляет, что причиной задержки может быть персона отца владельца "Полюса" - Сулеймана Керимова. Как говорит эксперт, "история вложений Керимова говорит, что он скорее относится к категории финансовых спекулянтов, нежели стратегов. Это может настораживать российских чиновников, поскольку они не хотят портить отношения с Китаем.
В случае же, если сделка не оправдает ожидания китайских инвесторов, разочарование может наступить, как в свое время оно наступило, когда "Русал" провел IPO на гонконгской бирже (инвесторы потеряли тогда значительную часть своих вложений из-за падения котировок компании). Источник DW подтверждает, что затягивание согласования может быть связано с "накопленным негативом от предыдущих сделок Керимова с крупными стратегическими предприятиями".
Сделка не состоялась
Из-за отсутствия согласия российских властей не суждено было осуществиться еще одной крупной сделке. Серьезные финансовые затруднения испытывает "Независимая нефтегазовая компания" (ННК), основанная в 2013 году бывшим президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым.
Долг головной компании ННК Allianz Oil в конце 2016 года превышал 2 млрд долларов, при этом вся ННК оценивается примерно в 4 млрд долларов. Из-за невозможности справиться самостоятельно с высокой долговой нагрузкой владельцы ННК решили искать стратегического инвестора.
Источник DW, близкий к компании, утверждает, что Худайнатов нашел потенциального партнера в Китае и готов был продать до 30 процентов акций компании. Но сделка так и не состоялась: получить на нее одобрение Кремля экс-президенту "Роснефти" не удалось. Сегодня компания продолжает искать инвесторов.