Дневник Нади Шаповал о Венецианской биеннале: часть 3
В дни Венецианской биеннале город заполнен туристами и событиями. Чтобы не запутаться в потоке искусства, хочу порекомендовать, куда именно сходить и на что посмотреть. Оговорюсь, что это субьективное мнение, основанное исключительно на моих предпочтениях.
Если у вас один день - нужно ехать в Giardini, там расположены павильоны стран, и даже просто их архитектура может натолкнуть вас на интересные мысли. Каждый год участники пытаются менять пространство павильона под концепцию своих экспозиций. В этом году с этим лучше всего справились немцы - за что и получили премию биеннале. Художница Анна Ингольф (Anne Ingolf) трансформировала пространство павильона так, что ее артисты, которые во время перформанса танцуют, могут оказаться и под зрителями, и рядом с ними. Сам павильон огражден металлическим забором, который выглядит в очень немецком духе. В своем перформансе художница размышляет о том, что тело стало главным мерилом всего во времена капитализма - рынок сам решает, можно ли принимать это тело, или "избавиться" от него. В общем, must see.
Недалеко от немецкого расположился японский павильон, где посетители сначала становятся участниками перформанса молодого художника Такихиро Ивасаки (Takihiro Iwasaki), а потом могут подняться в сам павильон и оценить деревянные модели японских храмов, которые уже никогда не увидишь вживую, ведь они были уничтожены в последствии экологических катастроф. Очень тонко, деликатно и по-японски.
Не по себе становится в российском павильоне. Тут смешалось все и вся, и многие зрители выходят из него с немым вопросом на лицах, а многие и со страхом в глазах. Theatrum Orbis - это монументальная работа Гриши Брускина, одного из самых признанных российских художников, не оставляет шанса зрителю на равнодушие. Заходя в темный зал, первое, что ты видишь - это монструозного двуглавого орла над бесконечным количеством маленьких фигурок, которые вознесли одну руку в приветствии. В каталоге написано, что Брускин вырос в стране, где послушание всегда осуществлялось через страх, а инакомыслие каралось. Теперь же, по его мнению, это происходит не только в России, но и во всем мире. Ну что же, поверим.
Павильон выглядит очень политическим: спускаясь от работы Брускина вниз по лестнице, оказываешься в зале с белыми кубами, в которых можно увидеть части человеческого тела - руки, голову, ноги. Это виртуальная работа арт-группы Recycled: скачав специальное приложение на смартфон, и направив камеру на блоки, можно увидеть, что внутри кубов находятся люди. Одним словом, чтобы понять процессы, происходящие в современной России, стоит зайти в ее такой пряничный снаружи павильон... К слову, прекрасно отпечатанный каталог российского павильона, буквально целый арт-бук, доступен широкой публике только на русском языке.
Если пройтись от Giardini в сторону центра, то попадаешь на вторую локацию биеннале - Arsenale. Там тоже расположены павильоны стран-участниц. Мой фаворит - это грузинский павильон: Грузию представляет художник Ваджико Чакшиани и работа Living Dog Among Dead Lions. Потрясающе. Купив старый заброшенный дом в глубинке Грузии, художник буквально перенес его в павильон, воссоздав интерьер обычного деревенского дома начала двадцатого века. Внутри дома иногда идет ливень, и интерьер меняется со временем по естественным причинам, как бывает в обычной жизни. Возможно, приехав в Венецию, вы увидите уже совсем другой дом, чем в начале биеннале. Работы Ваджико очень поэтичны.
Видеоработу этого же художника можно посмотреть и на выставке Future Generation Art Prize, которую показывает киевский PinchukArtCentre. Его видео Winter Which Was Not There для меня лично стало вершиной моего пребывания в Венеции. В нем блестяще переданы проблемы и страхи всего молодого постсоветского поколения, но без оценки и лишней патетики. Герой видео достает из воды огромный советский памятник, который похож внешне на него, и привязывает его к внедорожнику. Так он ездит по городам и селам родной страны, стирая по ходу путешествия статую об асфальт, и как бы намекая о том, что нам давно пора расстаться с советским прошлым.
Обязательно стоит посетить выставку Fondazione Prada - она называется The boat in leaking, the captain lied. Ее масштабы поражают: пространство венецианского палаццо полностью трансформировали, создав целые комнаты с видеоработами "акул" современного визуального искусства - Томаса Деманда, Александра Клюге, Анны Виброк. Многое сложно понять, но искусство и не должно быть удобным.
Закончу выставкой, которая для меня оказалась одной из самых важных - Intuition. В ней куратор Аксель Вандерхофф пытается объяснить и исследовать, что такое интуиция. На выставке есть скульптура, живопись, инсталляции, в некоторых залах почти выключен свет и от неожиданности посетители периодически вскрикивают. Аксель Вандерхофф провела блестящую кураторскую работу и выбрала главных мировых художников, которые работают над проблемой интуиции и чувств.
После Венеции я возвращаюсь домой совсем другой - более восприимчивой и открытой. Возможно, я не поняла и половины перформансов, но точно взглянула на мир по-новому.