Новости и события » Общество » История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

За всю свою историю бердянские музеи постоянно испытывали проблемы с нехваткой выставочных площадей, штата работников и финансирования. В разные годы решались они по&8209;разному, иногда - в пользу учреждений культуры, иногда - нет.

Планов громадье

На первых порах идею Исаака Бродского основать в Бердянске художественный музей городские власти приняли с большим воодушевлением, тем более что живописец поставил цель «сделать музей первоклассным», а также обещал «помогать этому музею всю свою жизнь». Горсовет даже настаивал ускорить открытие картинной галереи, для чего в распоряжение Бродского были предоставлены не только лучшие помещения, а и ресурсы коммунальных служб для их ремонта и оборудования.

Коллекция художественно-краеведческого музея постоянно увеличивалась (Бродский пополнял экспозицию не только галереи, а и исторического отдела), и уже спустя год, в августе 1931&8209;го, городской совет констатировал: «Помещение музея не соответствует ни своими размерами, ни расположением потребностям и перспективам развития». Власти приняли решение: выделить дополнительные площади, деньги на ремонт и увеличение штата научных и технических работников, улучшить

охрану музейных ценностей.

Под расширение музея временно передавалось здание Дома санобразования. При этом санобразование переводилось в бывшую кенасу, где располагался ОСОАВИАХИМ (оборонная организация, предшественник ДОСААФ), а ОСОАВИАХИМ (как следует из текста решения) - «в клуб им. Сталина или какое&8209;то другое помещение». На всю рокировку коммунальной службе давался недельный срок! В дальнейшем музей должен был занять бывшее здание Первого Бердянского Совета (нынешняя музыкальная школа). «Ремонт и оборудование этого здания провести согласно требованиям музея. Это постановление широко популяризировать среди трудящихся», - говорилось в решении президиума Бердянского горсовета.

В наши дни трудно представить, чтобы власти города с такой легкостью распоряжались лучшими административными зданиями в пользу учреждений культуры. Однако громадье планов в основном осталось на бумаге, для расширения краеведческих отделов музею передали стоящее по соседству здание бывшего Бердянско-Ногайского банка. Одно из самых красивых в центре города.

Не все просто было и с финансированием. В 1935&8209;м годовой бюджет музея составил 29&8201;000 руб., но почти 80&8202;% суммы составляла зарплата его 11 работников. Спустя три года в письме Бродскому (к тому времени Исаак Израилевич из&8209;за болезни отошел от дел) сотрудники Бердянского музея Н. Приблудная и Г. Манохин писали: «В данное время картинная галерея находится в неопределенном положении: комитет искусств до сих пор не принял ее, и она влачит довольно жалкое существование на те небольшие крохи, которые ей может уделить музей краеведения из своих бюджетных ассигнований».

Но эти ассигнования невелики, всего 45000 руб. в год и, конечно, для нормального роста и развития галереи не было подходящих условий». Поправить финансовые дела похоже удалось в 1938-1939 гг., когда картинная галерея была выделена в самостоятельный областной художественный музей.

Поправить финансовые дела, похоже, удалось в 1938&8201;-&8201;1939 гг., когда картинная галерея была выделена в самостоятельный областной художественный музей.

«Беспризорный музей»

Именно так называлась статья директора Осипенковского (в 1931&8201;-&8201;1958 гг. Бердянск назывался Осипенко) областного художественного музея Агнии Петерс, написанная в 1945 году. Поводом для ее написания послужила ситуация, в которой оказалось бесценное художественное собрание после войны. Принято считать, что после нацистской оккупации здания городских музеев были сожжены и разрушены, как и 80&8202;% всего жилищного фонда города. Но, похоже, ситуация обстояла иначе. Как следует из статьи Петерс, после возвращения музейных коллекций из эвакуации, «ящики с ценностями были перевезены в особняк в городском сквере (бывшая приходская школа католического костела в парке Шмидта, - прим. ред.) и сложены в небольшой комнате. В то время как вполне сохранившийся корпус здания, где находился музей до войны, заняла столовая смешторга». Очевидно, подобная ситуация в послевоенной Украине была повсеместной (мало-мальски уцелевшие здания в первую очередь приспосабливали для нужд населения), поэтому пленуму ЦК КП(б)У пришлось принять специальное постановление, требующее освободить здания культурно-просветительских учреждений.

В течение года храм искусства безрезультатно боролся с общепитом. «Огромной ценности картины прославленных русских художников единственного в нашей области художественного музея по&8209;прежнему лежат в маленькой комнатушке, совершенно непригодной для хранения картин, - пишет Агния Петерс. - О таком сиротском положении фондов музея хорошо осведомлены областные организации и местные осипенковские, но мер к законному выселению столовой из музейного здания не принимают. Время идет, и до этого обветшалые картины перевозками во время эвакуации окончательно могут погибнуть». Но и в таких условиях музей им. Бродского продолжал свою работу.

17 лет городская общественность, в том числе и известная украинская писательница Вера Енина, добивались достойного помещения для художественного собрания. В 1962 году музею предоставили небольшое здание на ул. Дюмина (ныне Итальянской), 15, с печным отоплением. И лишь в 1976 году после реконструкции выставочные площади были расширены, здесь он просуществовал до 2004 года.

К слову, когда в начале 60&8209;х на месте довоенного музея развернулось строительство многоквартирного дома (напротив нынешнего рыночного тента на ул. Свободы), горсовет заверил Министерство культуры УССР, что художественному музею выделят весь первый этаж в новостройке. Но когда дом был закончен, первый этаж занял... гастроном.

Интересно, что свою «гастрономическую» историю имеет и Бердянский краеведческий музей, который долгое время делил крышу с художественным в парке Шмидта. Нынешнее помещение на пр. Победы, 14, музей занял не совсем законным способом - в 1958 году находчивые краеведы просто взяли и вселились туда. Предназначалось оно изначально под гастроном.

А вот когда в 1979 году в бывшем доме начальника порта Бердянский горком партии решил создать мемориальный дом-музей Петра Шмидта, проживавших там 14 семей отселили. Ради музея людям дали новые квартиры! Создание музея истории города в 2005 году обошлось городской казне и меценатам в сумму около полумиллиона гривен, а новый художественный музей в 2007&8209;м - почти в 2 миллиона.

Музей, которого не было

Коренные бердянцы не раз слышали о существовавшем якобы в нашем городе «Музее костылей» на курорте. На самом деле это лишь городская легенда, возникшая с легкой руки классика украинской литературы Остапа Вишни, пояснила директор Бердянского краеведческого музея Людмила Ноздрина. Отдыхавший в 1926 году на азовском побережье, писатель оставил ряд юмористических зарисовок о Бердянске. Отзываясь о действенности лечения на бердянском курорте, литератор писал, что после наших грязей пациенты бросают свои костыли и пускаются в пляс. И уже народная бердянская молва «пристроила» брошенные костыли в «музей». Кстати, Музей истории курорта есть, но костылей в нем нет.

А вот несколько вполне реальных музейных проектов в нашем городе так и не удалось осуществить. К примеру, в 80&8209;х годах краеведческий музей просил городскую администрацию передать ему здание кенасы для создания музея национальностей. В 1988 году исполком выделил морскому порту участок под строительство 9&8209;этажного дома рядом с краеведческим музеем, при условии, что к музею будет пристроено двухэтажное крыло. Был разработан и утвержден проект музейной пристройки, но, построив дом, от своего обещания расширить музей порт отказался. Теперь на этом пустыре разместилась коллекция каменных баб.

Вынашивал отдел культуры Бердянского горисполкома в середине 2000&8209;х и идею строительства т.&8201;н. лапидария - музейного павильона для защиты половецких статуй. К этому же времени относится и другой проект отдела - музеефикации Бердянского скифского кургана и создания там целого туристического комплекса. Возможно, со временем в том или ином виде реализовать эти проекты удастся. Как видим, к музейному делу в нашем городе фортуна очень переменчива.

При подготовке использованы материалы из фондов БХМ им. И.&8201;И. Бродского и Бердянского краеведческого музея.

Продолжение следует.

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)


Переваги суцільних купальників перед роздільними

Переваги суцільних купальників перед роздільними

Літо вже на носі, тож питання вибору купальника стає все актуальнішим. Хочу поділитися з вами своїми спостереженнями і розповісти, чому ж суцільні купальники часто виграють у битві з роздільними. У цій статті ми розглянемо основні переваги суцільних...

сегодня 16:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх