Как только Путин отстранился, в Восточной Украине наступило перемирие
Осенний политический сезон в Украине начался бурно - с первых смертей в ходе протестов в Киеве со времен революции в прошлом году. Однако дальнейшие события вызывают робкие надежды на то, что конфликт на востоке страны, возможно, стихает.
Развитие ситуации позволяет предположить, что Петр Порошенко и Владимир Путин стремятся выпутаться из конфликта, избегая при этом неприятных компромиссов и уравновешивая требования своих избирателей. Оба стремятся воспользоваться неясностями в достигнутом в спешке февральском соглашении в Минске, чтобы навязать собственную интерпретацию.
Центральным вопросом является степень самоуправления, которое должно быть предоставлено Донецкой и Луганской областям согласно "Минску-2". Киев готов предложить ограниченное самоуправление, при условии, что у него будет там определенный политический контроль.
Проблема состоит в том, что планы Порошенко заходят слишком далеко с точки зрения расходящихся во мнениях партий правящей коалиции - не говоря уже об украинских крайне правых, которые утверждают, что эти предложения равносильны пресмыкательству перед Москвой. Но для Москвы они идут недостаточно далеко.
Кремль тоже хочет, чтобы сепаратистские регионы оставались в составе Украины - но в рамках более слабой, квазиконфедеративной структуры с зафиксированной в конституции значительной степенью автономии.
Просто позволить конфликту оставаться неразрешенным или заморозить его, видимо, недостаточно для Кремля: это не даст гарантию, что Донбасс останется инструментом влияния России. Возможно, по этой причине Путин согласился встретиться с лидерами Франции, Германии и Украины в Париже 2 октября на первой четырехсторонней встрече с тех пор, как они согласовали в феврале "Минск-2".
Им предстоит обсудить многое, в то время как приближаются два переломных момента. Во-первых, особый статус восточные регионы получат, только если там пройдут выборы под международным наблюдением и в соответствии с украинскими законами, но сепаратисты - против. Во-вторых, в украинском парламенте может не набраться большинства в две трети голосов, необходимого для внесения изменений в конституцию.
Оба эти события могут обернуться крахом "Минска-2" и снова привести к хаосу усилия по достижению мира на востоке.