Вознесенские помещики делали бизнес на гусеницах шелкопряда
Шелк подарили человечеству китайцы. Его производство создало довольно много различных профессий. В истории известен древний тракт, который носил название Шелковый путь.
Старые летописи, предания и легенды полны рассказов о загадочных торговых караванах, которые везли дивные легкие, прочные и разнообразные ткани, одежду и другие предметы быта.
Всех очаровывала удивительная нитка восточной страны. Секрет ее изготовления держали в строгой тайне. Но, как подтверждает опыт, тайное может быстро раскрывать свои самые невероятные секреты.
В николаевском крае уже давно прижились деревья шелковицы - прекрасного корма для гусениц шелкопряда. Местные помещики считали это производство довольно успешным.
Уже в первой половине ХIХ века в поместье семьи Скаржинских, которые жили на вознесенских землях, большие площади были засажены шелковицей. А это почти 150 гектаров. Местные специалисты прославились производством высококачественной нити, а Виктор Петрович Скаржинский даже получил бронзовую медаль на одной из всероссийских выставок.
Известно, что в экономиях графа Ламберта, которые располагались в пригородной зоне Николаева, также произрастали сотни таких деревьев.
Уход за ними поручали семьям матросов-инвалидов. Об этом подробно рассказал николаевский журнал «Природа» (1910-1916 гг.), проанализировав развитие производства шелка за 15 лет.
В те годы многие процессы работы сосредоточились в девичьей школе, где обучали матросских детей.
Работала секция, в состав которой входили специалисты - заведующий шелководством юга А. Бертенсон, инструктор
Н. Щур. Участие в обучении принимал военный моряк, командир порта, а позже градоначальник адмирал А. Мязговский.
«Общество шелководов было бедно средствами, но богато интеллектуальными силами…» - писали местные журналисты.