Я тебя съем: лакомые ароматы на пике славы
Парфюмеры продолжают играть с лакомыми нотами и выпускают ароматы, которые пахнут сладостями. Алена Пономаренко выясняла, с чем связана эта мода на сладкое.
Похоже, мир разделился на два противоборствующих лагеря: одни зажмуриваются от удовольствия, заслышав ноты сахарной ваты, карамели, смородины, пралине, макарунов и «мадленок», другие тоже зажмуриваются - в ужасе: им лакомые ароматы кажутся избыточными, вызывающими и примитивными. Но тут стоит сохранять объективность: примитивными их точно не назовешь. Над большинством из них работают величайшие «носы» современности - так, знаменитый La Vie Est Belle, Lancôme, который уже пять пять лет, с момента создания в 2012, прочно лидирует среди парфюмерных бестселлеров, придумывали Жак Польж (ныне - главный «нос» Chanel), Доминик Ропийон (в его портфолио из трехсот ароматов - работы для уважаемой нишевой марки Frederic Malle), Анн Флиппо (это она в прошлом году остроумно экспериментировала с морковью, петрушкой, базиликом и настурциями в «садовой» серии Jo Malone). Словом, для создания легкомысленных ароматов приглашают «тяжеловесов».
Выпуск очевидно десертных, лакомых ароматов был возможен еще в 1960-х: именно тогда придумали C7H8O3 - химическое соединение этилмальтол. Но он поначалу прижился лишь в пищевой промышленности. Все изменилось в 1992, когда парфюмеры Оливье Кресп и Ив де Ширин придумали Angel, Thierry Mugler - аромат со сверхдозой сладостей (и этилмальтола): шоколада, карамели, меда, ванили, сахарной ваты, бобов тонка и кокосов. И создали парфюмерный прецедент: с тех самых пор десертные ароматы из моды не выходили.
«Тему сладостей в парфюмерии начали активно эксплуатировать в 1990-е, на стыке эпох. Как раз тогда уходила мода 1980-х на яркие, густые, амбровые, резкие и смелые ароматы вроде Rive Gauche Yves Saint Laurent, - рассказывает Евгений Пономаренко, тренинг-менеджер Dior. - Эра дерзких ароматов для смелых и сексуальных заканчивалась. Им на смену пришли ароматы-унисекс, которые начали выходить у Calvin Klein». И внезапно, когда, казалось, весь мир тотально пахнет молодостью, мускусом и чистотой, к людям сошел Angel. С тех самых пор он стабильно входит в рейтинги самых продаваемых ароматов во всех парфюмерных магазинах мира.
"Сладость ароматам могут придавать самые разные ноты, - говорит Алексей Краевский, тренинг-менеджер Guerlain. - Этилмальтол, ваниль, бобы тонка, которые дают ощущение миндально-вишневой косточки; амбра, которая может иметь кожаный подтон; древесные ноты - белый сандал, какао, шоколад; ягодные - черешня, малина, черная смородина и ее почки, и даже мускусы, как в L'Instant Magic Guerlain".
Новый Mon Guerlain по своему характеру и настроению тоже близок к гурманским. По официальным характеристикам, это свежий восточный аромат, без всякой там сахарной ваты. Но лакомые ассоциации с ним возникают - благодаря сочетанию лаванды карла и ванили, которая слегка «засахаривает».
«Miss Dior Absolutely Blooming, - рассказывает Евгений Пономаренко, - тоже содержит этилмальтол. Но Франсуа Демаши, главный парфюмер Дома, выстроил аромат по-особому. Он поместил сладость не в базу, как это обычно делают, чтобы создать густой, насыщенный сахарный шлейф, а увенчал ею верхние ноты». Этот неожиданный трюк дал эффект: в отличие от других лакомых ароматов Absolutely Blooming через какое-то время становится свежим.
Интересно, что от парфюмерных сладостей приходят в восторг мужчины. Моя бьюти-коллега когда-то устраивала слепое тестирование. Она раздала блоттеры с разными ароматами нескольким мужчинам. Сложные нишевые композиции ни на кого не произвели впечатления, зато лакомые духи вызвали море восхищенных комментариев. Мне запомнился такой: «Девушку, которая так пахнет, я бы позвал на свидание. Сразу понятно, что с ней будет легко и весело». Наверное, «легко и весело» - ключевые моменты, которые притягивают к гурманским ароматам такую многочисленную аудиторию.
«Сладкие ароматы, окрашенные в розовый, привлекают женскую аудиторию, жаждущую удовольствий, - говорит Светлана Немкович, долгое время работавшая в Parfum Buro. - И если так сложилось, что в какой-то момент жизни удовольствий не так уж много, их можно легко их компенсировать сладостями - или розовыми аппетитными композициями».
Розовые ягодные ноты, например, нота засахаренной малины или лопающейся от спелости черешни, напоминают о детстве и беззаботности, - считает Евгений Пономаренко: «Малиновый пирог, присыпанный сахарной пудрой, сказочная игра в принцесс и фей. Это стремление убежать от реальности, спрятаться в сказочном мире. Кстати, возможно, именно этим и объясняется мода на книги, фильмы и сериалы в жанре фэнтэзи».
Парфюмер, ольфактолог Богдан Зубченко тоже считает, что парфюмерия апеллирует к детским воспоминаниям и радостям, потому сладкие «утешающие» ароматы понятны многим. «Не стоит пытаться погрузить всех в классику, - говорит он. - Современная девушка ходит в офис, на спорт, воспитывает детей, решает тысячу задач в течение дня. Ей не нужна многостадийная драматургия Shalimar. Ей нужен «утешающий» аромат».
Вместе с тем, Зубченко уверен, что в любом аромате, в том числе и в гурманском, должен быть контраст и баланс. Так, фруктам и сладостям должна быть противопоставлена «несъедобная» нота - хотя бы те же пачули. «Или вот Shalimar, - говорит Богдан. - в нем много ванили, но столько бергамота, что он не превращается в конфету».
Флаконы «вкусных» духов чаще всего окрашены в розовый. «Вспомним Эдит Пиаф, «Жизнь в розовом цвете», - говорит Алексей Краевский. - Розовый символизирует женственность, надежду, ожидание чуда, веру в лучшее, - и неважно, сколько женщине лет. Розовый аромат это только подчеркнет». Кстати, детские ароматы Guerlain для девочек украшены розовым.
Светлана Немкович рассказывает, что в цветотерапии розовый считается романтичным, легкомысленным и воплощает влюбленность, нежность, чувственность. «Именно он ассоциируется с женским началом, любовью и сентиментальностью, - говорит она. - Цвет связан с детством и безмятежностью, но при этом дает ощущение спокойствия и защищенности. Адепты индийской культуры знают, что психоэнергетический центр в тонком теле человека, отвечающий за удовольствия, также окрашен в розовый».
«Лакомым ароматам есть место в жизни - когда хочется расслабиться, похихикать и подурачиться, - говорит Богдан Зубченко. - Но если это превращается в стиль жизни, то стоит задуматься. Ведь когда аромат духов становится ароматом еды, и мы обращаемся исключительно к базовым инстинктам, то это жуткий китч, ориентированный на невзыскательную публику. Такое тотальное объедение иногда пугает: кажется, что из парфюмерии исчезла элегантность и интеллектуальная составляющая».
Кристиан Диор говорил: «В гардеробе должно быть хотя бы одно розовое платье. Каждый может найти свой оттенок розового.
Больше красоты в Instagram @vogueua_beauty