Жара превратила людей в утомленных эгоистов
Важным объектом исследования психологии труда выступает зона комфорта. Под ней понимаются физические условия, в частности уровни атмосферного давления, влажности и температуры, оптимальные для продуктивной работы. Влияние этих параметров на психику изучено недостаточно, и выводы подобных работ нередко противоречивы. Так, согласно ряду наблюдений, умеренный холод (в том числе его визуализация) может повышать самоконтроль и клиентоориентированность. Другие эксперименты, напротив, показали, что кооперации способствует рост температуры, тогда как ее снижение вызывает разобщенность. Вместе с тем несколько опытов выявили связь между жарой и риском антисоциального поведения.
Авторы новой статьи представили итоги трех исследований, целью которых было выяснить, может ли увеличение температуры модулировать просоциальное поведение. В соответствии с гипотезами, в случае дискомфорта раздражитель должен приводить к истощению эмоциональных ресурсов и уменьшению желания помочь окружающим. На первом этапе ученые по просьбе одной из московских розничных компаний изучили поведение персонала магазинов в 2010 и 2011 годах. Летом 2010 года в регионе наблюдалось потепление, побившее тысячелетний рекорд: средняя температура днем в августе превысила норму на 14 градусов и достигала 38 градусов Цельсия. В 2011 году показатель восстановился.
Поведение работников анализировали на основании отчетов тайных покупателей. Например, последние оценивали чистоту торговых залов, инициативность персонала в вопросе консультирования, а также внимательность при общении с клиентами (по невербальным признакам). Результаты подтвердили предположение: в условиях жары сотрудники были менее склонны помогать посетителям. При этом рост температуры значимо не отразился на обстановке торговых залов. Затем ученые проверили, повторится ли эффект в отсутствие прямого термического воздействия. Для этого 160 интернет-пользователей разделили на две группы и попросили, закрыв глаза, вспомнить опыт неприятного перегревания организма.
Контрольная группа визуализировала день, который предшествовал такому опыту, после чего все участники описали переживания, оценив дискомфорт по семибалльной шкале. Готовность помочь определялась так: вслед за тестом респонденты проходили нейтральное задание и им предложили бесплатно пройти еще один опрос. Согласие рассматривалось как проявление просоциальности. Как и в первом случае, образы, связанные с жарой, значительно снизили вероятность такого поведения: новый опрос прошли только 43,8 процента пользователей, вспомнивших неприятный опыт, и 76,3 процента остальных. Причем тенденцию определял не рост негативных, но сокращение позитивных эмоций.
Наконец, авторы определили, как на решениях людей отражается сравнительно небольшой рост температуры. На этот раз оценка проводилась среди 73 студентов, занятия которых прошли в аудиториях с температурой воздуха 26,7 градуса (подпороговый уровень) или 20,6 градуса Цельсия. Затем испытуемых попросили письменно ответить на как можно большее количество вопросов (до 150) в интересах социальной организации, которая помогает детям и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Время, которого требовал последний опрос, было включено в график занятий. Тем не менее, более высокая температура коррелировала со снижением мотивации учащихся к дополнительному заданию.
По словам ученых, полученные данные дополняют имеющуюся информацию о влиянии высокой температуры на просоциальное поведение. Результаты подтвердили предположение о том, что эффект опосредуется истощением эмоциональных ресурсов (но не повышением негативного аффекта) и может наблюдаться как при небольших колебаниях показателя, так и при визуализации.
Статья опубликована в The European Journal of Social Psychology.
Ранее исследователи выяснили, почему женщины, в отличие от мужчин, склонны к избеганию прохлады.