Дойдет ли дело "Белого легиона" в Беларуси до суда
27 июня из СИЗО Минска выпущены 3 из 20 арестованных по делам о массовых беспорядках и незаконном вооруженном формировании. Эксперты убеждены - дело "Белого легиона" разваливается. Вечером 27 июня из минского СИЗО-1 были выпущены сразу трое белорусов, обвиненных КГБ еще в марте по двум статьям - в создании незаконного вооруженного формирования и подготовке массовых беспорядков. Сергею Стрибульскому, Владимиру Федорову и Александру Зимницкому изменили меру пресечения "на подписку о невыезде и надлежащем поведении", сообщил правозащитный центр "Весна".
Всего, по данным комитета госбезопасности, в рамках расследования, которое в Беларуси назвали делом "Белого легиона", в минувшем марте были арестованы 35 человек.
Затем расследование о подготовке массовых беспорядков закрыли, и более половины арестованных отпустили под подписку о неразглашении тайны следствия. Но один из них - Сергей Кунцевич сообщил СМИ о пытках, которые следователи применяют в отношении подозреваемых, чтобы получить доказательную базу. По мнению опрошенных DW экспертов, дело "Белого легиона" явно политическое, и теперь все будет зависеть от готовности властей прекратить уголовное преследование фигурантов и не доводить дело до суда.
"Мы учили сына любить Беларусь"
Спортивно-патриотическая организация "Белый легион" действовала в Беларуси в 90-х и не существует уже более 10 лет. Но 21 марта 2017 года, когда президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о задержании "пары десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием", начались аресты тех, кто, по мнению властей, создал вооруженное формирование и готовил массовые беспорядки в Минске в День воли - 25 марта.
Сергей Стрибульский провел за решеткой 99 дней. 24 мая ему был продлен срок содержания под стражей еще на два месяца, но отпустили его на месяц раньше. В первых интервью после выхода из СИЗО он рассказал журналистам, что несмотря на освобождение, обвинения в создании вооруженного формирования с него не сняты, и вызвать на допрос его могут в любой момент.
По его словам, он "не был выдающимся активистом", иногда выходил на пикеты, работал наблюдателем на выборах. "Дай бог, чтобы это дело развалилось, потому что обидно, если люди с патриотическими взглядами получат тюремные сроки", - считает Стрибульский.
А Зоя Зимницкая - мама 25-летнего Александра Зимницкого сообщила DW, что поедет на машине в Минск забирать сына домой в Докшицкий район Витебской области. Он закончил Белгосуниверситет, учился в аспирантуре и работал научным сотрудником Национального исторического музея. За что арестовали Александра, Зимницкая понять не может, и добавляет: "Он любит родной язык, ему нравится история страны, мы учили его любить Беларусь".
Юридический нонсенс
За решеткой остаются еще 11 арестованных, а всего в создании незаконного вооруженного формирования обвиняются 16 человек. Белорусские правозащитники, получив информацию о пытках в СИЗО, потребовали объективной проверки и немедленного освобождения всех фигурантов уголовного дела "Белого легиона".
"Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы", - говорится в заявлении 9 правозащитных организаций. Особую их обеспокоенность вызывает "закрытый от общественности характер этого дела, отсутствие официальной информации о расследовании и сути обвинений".
"Судя по тому, что поначалу арестовали более 30 человек, а теперь арестованных потихоньку отпускают, ясно, что дело "Белого легиона" было создано искусственно", - считает глава совета в "Объединении белорусов мира" и общественный представитель семи арестованных Нина Шидловская.
Она назвала аресты за организацию массовых беспорядков "юридическим нонсенсом". "Поэтому КГБ закрыл дело и умыл руки, передав разбирательство про незаконные вооруженные формирования в Следственный комитет под юрисдикцию прокуратуры", - говорит Шидловская. По ее мнению, власти явно перестарались в запугивании населения и желании сбить его активность. "И хотя никто из арестованных пока не признан политзаключенным, международная общественность смогла донести до властей абсурдность их действий", - подчеркнула активистка.
Нина Шидловская убеждена, что столь поспешное освобождение фигурантов дела "Белого легиона" - без соблюдения юридических процедур и уведомления адвокатов - связано с проведением в начале июля в Минске 26-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. "Власти явно не хотят, чтобы налаживающееся сотрудничество с Западом было нивелировано их неразумными действиями", - подчеркнула собеседница DW.
В заложниках у системы
С тем, что белорусские власти не готовы к ухудшению отношений с Западом, и что наличие новых политзаключенных им ни к чему, согласен и белорусский политолог Андрей Федоров. Он не исключает, что дело "Белого легиона" могут спустить на тормозах.
"Однако в Беларуси отсутствие вины не является основанием для прекращения уголовного дела", - заметил эксперт в интервью DW. По его словам, после отъезда европейских парламентариев "все может вернуться на круги свои, и если у властей возникнут иные соображения, чем дружба с Западом, разбирательство по делу продолжится".
"Самое ужасное в этой ситуации - ощущение, что по большому счету все мы заложники в играх госструктур, и практически любой гражданин может быть обвинен в чем угодно", - констатирует Нина Шидловская. По ее информации, людей выпускают, но делается все, чтобы оставить формальные крючки, чтобы в любой момент можно было "дернуть их обратно".
Поэтому она говорит: "С одной стороны, мы рады, что ребят отпускают, с другой - надеемся, что статья о создании вооруженной группировки также будет снята". На извинения за необоснованное задержание никто не надеется, подчеркнула Шидловская. Но, по ее мнению, "закрытие явно политического дела "Белого легиона" было бы логичным шагом со стороны властей Беларуси".