Биологи нашли «недостающее звено» в эволюции китов
Современные китообразные разделяются на две четко выраженные группы. Зубатые киты действительно обладают зубами и охотятся на крупных рыб, кальмаров и морских млекопитающих. Это - дельфины, кашалоты, нарвалы. Усатые киты зубы утеряли, потеряв возможность и кусать, и жевать. Зато развили замечательные «усы» - окостеневшие структуры на верхней челюсти, которые позволяют им отфильтровывать из заглоченной воды колоссальные объемы планктона и вырастать самыми большими животными в мире. Это - гренландский, горбатый и, конечно, синий киты.
Их ближайшие сегодняшние родственники -, бегемоты, свиньи и т. д. К водному образу жизни китообразные перешли около 50 млн лет назад, и палеонтологи неплохо разобрались в ходе этого интересного процесса. Однако куда более туманным остается более поздний этап эволюции китов - переход на фильтрующий тип питания с утратой зубов и появлением гребенчатых кератиновых усов. Современные усатые киты в утробе начинают развивать зубы, однако потом этот процесс останавливается; кроме того, древнейшие китообразные зубы имели. Следовательно, усатые киты - более поздняя группа, но как они возникли? Какими были промежуточные формы - беззубыми? Или они фильтровали сквозь зубы?
Некоторые ответы дает череп китообразного, выловленный дайверами в реке Уондо в Южной Каролине еще около 10 лет назад. Нью-йоркский профессор Джонатан Гейзлер (Jonathan Geisler) и его коллеги анализируют находку, возраст которой оценивается примерно в 30 млн лет. В статье, опубликованной журналом Current Biology, они раскрывают некоторые важные детали строения и жизни древнего кита Coronodon havensteini. Вид, кстати, был назван в честь Марка Хэвенштейна (Mark Havenstein), того самого дайвера, который сделал находку в 2000-х.
По словам ученых, челюсти C. havensteini еще несли острые конусообразные передние зубы, которые служили для захвата крупной добычи, как, например, у дельфинов. Однако задние зубы уже претерпели серьезные изменения: их форма не подходит ни для кусания, ни для жевания, зато позволяет фильтровать. Вряд ли это происходило, как у современных усатых китов, которые заглатывают воду, затем пропуская ее через фильтры, - скорее всего, C. havensteini просто «просеивал» протекающую через задние зубы воду, случайно улавливая мелкую добычу, и параллельно охотился.
В таком способе питания нет ничего необычного - морские леопарды и сегодня выступают не только опасными хищниками, грозой тюленей и пингвинов, но и отфильтровывают из воды мелкий криль. «Похоже, что в течение миллионов лет, пока китовый ус не стал структурой достаточно сложной и крупной, чтобы взять на себя роль фильтра, эту функцию выполняли зубы», - говорит профессор Гейзлер.