Удастся ли G20 сохранить мировой экономический порядок
О главной интриге экономической части саммита "большой двадцатки" в Гамбурге, а также о той роли, которую предстоит сыграть Дональду Трампу, рассказали DW немецкие эксперты. Вольный ганзейский город Гамбург. Таково официальное название места проведения саммита "большой двадцатки" 2017 года. Ганза - это возникшее в средние века объединение северогерманских купцов, к которому со временем присоединились многие города Европы. В известной мере ее можно считать прообразом современных зон свободной торговли. Так что весьма символично, что свободная торговля станет одной из ключевых тем именно на гамбургской встрече лидеров G20.
"Процесс глобализации пытаются повернуть вспять"
Глобальная экономика переживает в данный момент пусть и не очень мощный, но довольно стабильный подъем. "Однако не стоит впадать в иллюзию, будто по теме мировая экономика и глобализация обсуждать особенно нечего", - предупреждает в интервью DW директор Гамбургского института мировой экономики (HWWI) профессор Хеннинг Фепель (Henning V?pel).
Его беспокоят некоторые наметившиеся фундаментальные тенденции. Прежде всего - нарастание протекционистских мер, к которым стали прибегать, в частности, США, и вообще все более очевидный упор на сугубо национальные подходы к экономической политике. "Принцип свободной торговли в известной мере оказался под вопросом, процесс глобализации пытаются хотя бы частично повернуть вспять", - полагает эксперт.
Такой вывод, наверняка, обрадует антиглобалистов, съехавшихся в Гамбург со всей Европы для участия в акциях протеста против G20. Ведь они видят в растущем взаимопроникновении и переплетении национальных экономик причину многих бед и несправедливостей на планете.
А вот специалисты Банка международных расчетов в Базеле (BIS), который является своего рода головной организацией центральных банков мира, наоборот, указывают на те положительные эффекты, к которым привело переплетение национальных экономик и, прежде всего, свободное перемещение товаров и услуг. Это значительное сокращение числа бедных и существенное повышение уровня жизни во многих регионах мира.
Свободную торговлю предстоит защитить от протекционизма
С антиглобалистами профессор Фепель согласен в том, что мировую торговлю можно и нужно сделать более справедливой. Особенно, когда речь идет о торговле с развивающимися странами, "и тут я, прежде всего, думаю об Африке", подчеркивает эксперт. По его мнению, в ближайшие 20 лет именно этот континент будет играть чрезвычайно важную роль в дальнейшем развитии процесса глобализации.
Но сейчас, указывает Хеннинг Фепель, первейшая задача состоит в том, чтобы защитить свободную торговлю. В том числе путем соответствующих формулировок в документах саммита G20. "Очень важно, чтобы в заключительном коммюнике была подтверждена приверженность свободной и может быть даже справедливой торговле", - убежден профессор Габриэль Фельбермайр (Gabriel Felbermayr), возглавляющий Центр внешней торговли в мюнхенском экономическом институте ifo.
На вопрос DW, стоит ли придавать столь большое значение подобным заверениям, ведь в прошлом лидеры "большой двадцатки" их уже не раз нарушали, прибегая к откровенно протекционистским мерам, эксперт ответил так: "Да, это общие слова, но они, тем не менее, весьма ценны, потому что они задают норму". Мировой экономический порядок, поясняет Габриэль Фельбермайр, основан на сотрудничестве. Доверие к этой сложившейся системе необходимо вновь и вновь поддерживать, пусть даже с помощью достаточно формальных заявлений.
К чему может привести экономический эгоизм США
А если, продолжает эксперт, кто-то отказывается это делать, то его можно упрекнуть в нежелании сотрудничать, что является весьма серьезным обвинением для страны, входящей в "большую двадцатку", и для ее лидера. Сейчас в положении такого аутсайдера могут оказаться Соединенные Штаты, новый президент которых, Дональд Трамп, провозгласил доктрину национального экономического эгоизма: "Америка прежде всего".
Этот лозунг "может в худшем случае привести к поэтапной изоляции американцев, к тому, что некогда ведущая военная и экономическая держава начнет сдавать свои позиции", опасается профессор Фепель. Китай, продолжает он, охотно занял бы то место, от которого, похоже, готовы отказаться США.
Профессор Фельбермайр тоже указывает на то, что после прихода в вашингтонский Белый дом Дональда Трампа Германия и другие страны ЕС при разговорах о свободной торговле, как и о защите глобального климата, все чаще обращают свои взоры в сторону Азии - Японии, Китая, Индии.
Это констатирует и директор HWWI Хенниг Фепель. Он вполне допускает, что "мы присутствуем при зарождении нового мирового экономического порядка". Не исключено, что его контуры, хотя бы пунктирно, будут впервые обозначены именно на гамбургском саммите G20. Глава Центра внешней торговли ifo Габриэль Фельбермайр делать столь далеко идущие выводы пока не готов.
Как и большинство других экспертов, он не ждет от нынешней встречи лидеров "большой двадцатки" каких-либо крупных экономических решений и уж тем более прорывов. По его мнению, главное, чего могут и должны сделать лидеры G20 - это подать четкий сигнал того, что все они остаются приверженцами "основополагающей идеи международного сотрудничества". И тут все будет зависеть от того, какую позицию займет Дональд Трамп.