«Ведь для гостя ты живешь, что кукушка – ночью...»: в Одесском музее показали, как проводят время гейши
В канун Всемирного женского дня Одесский музей западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) открыл выставку серии цветных ксилографий Тойохара Кунитика "24 часа из жизни женщины". "Думская" в курсе пикантных подробностей.
На самом деле, как выяснилось в беседе со старшим научным сотрудником ОМЗВИ Сергеем Ильиным, название можно перевести и по-иному: "24 часа из жизни гейши". В этих гравюрах художник создает образ идеальной женщины, которая отличается прекрасными манерами, умеет поддержать изысканную беседу, музицировать и танцевать, разбирается в искусстве икебаны и чайной церемонии. Мы поинтересовались у Сергея Михайловича, оказывает ли гейша интимные услуги, или же только пляшет, поет и стихи слагает? И вот что он нам ответил...
"Сексуальные услуги гейша оказывает, но они не являются доминантными, - заверил искусствовед. - Прежде всего, она - образованнейшая женщина, с которой интересно общаться".
Слава Богу, а то в последнее время часто приходится слышать от разных благородных донов и ученых леди, будто гейши практически невинны. Это не так! А верить Сергею Ильину в подобных делах стоит, ведь недаром одно время он работал экспертом по эротике и порнографии, о чем подробно рассказывал нам в специальном интервью.
Выяснилось, что жизнь гейши далеко не проста и не сладка - то в час ночи беседы о театре веди, то в восемь утра искусство икебаны осваивай (а в четыре, между прочим, клиента пришлось ожидать, а в семь заново макияж накладывать, когда спать - непонятно). Все расписано - от шитья, чая и уроков английского до игры на кото и сямисэне, а между делом еще и кормление ребенка (а как же без этого?) Наряды красавиц в исполнении Кунитика - подлинное произведение искусства. Художник вырисовывает узоры на кимоно, шпильки и гребни высоких причесок, подчеркивая, что обитательницы "веселых кварталов" являлись идеалом красоты, они были законодательницами моды на прически, кимоно, веера и другие аксессуары обольстительной женственности. Собственно, во все времена порядочные женщины одеваются на порядок хуже куртизанок, такова жизнь...
Листы яркие, словно напечатаны буквально вчера. Это не так, поясняет заведующая отделом Востока Татьяна Балановская, просто в 90-е годы позапрошлого века, открыв для себя европейские анилиновые красители, японские художники очень ими увлеклись, приспособив для своих нужд даже самые ядовитые расцветки. Данная серия гравюр на дереве в стиле укие-э была приобретена музеем в 1947 году у вдовы профессора Шевелева наряду с другими образцами жанра (их еще предстоит должным образом изучить и систематизировать), но она была представлена всего 23-мя работами, одной не хватало. К счастью, недостающий "час" удалось приобрести позднее. Работы редкие, ведь с одной (как правило, грушевой) доски можно было сделать не более сотни оттисков. Впервые серия показана целиком! Век девятнадцатый в японском искусстве ознаменован интересом к повседневному городскому быту. А в малоценные гравюры часто заворачивали товар подороже вроде керамики и статуэток, так Европа открыла для себя обаяние японской композиции с ее изысканной асимметрией. Это оказало большое влияние на европейских художников, в первую очередь, на французских импрессионистов.
Что касается автора гравюр, по слухам, у него было сорок жен и он не менее ста раз менял место жительства. Но это слухи, а бесспорно можно утверждать, что он родился в 1835 году и в качестве псевдонима воспользовался двумя первыми иероглифами имен своих учителей Тиканобу и Кунисада, получилось: Кунитика. Оставил после себя впечатляющие пейзажи, но более всего увлекался жанром "бидзин-га", то есть портретами красавиц. Порйо использовал европейскую перспективу, за что прослыл в определенных кругах при жизни губителем японской ксилографии. А на наш непросвещенный взгляд - ничего европейского, нарядная экзотика, в которую хочется вглядываться, немного завидуя красоткам в богатых кимоно... Тоже вертятся, как белки в колесе, но ведь какой быт изысканный!
Открывая выставку, директор ОМЗВИ Игорь Пороник поздравил всех зрительниц с надвигающимся 8-м марта и заметил, что выставка работает только до середины месяца. Спешите видеть! Право же, это тот самый случай, когда визит к гейше стоит сущие копейки.
Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева