Эксперт уверяет, что возвращение "бешеных" пенсий судьям бюджет почти не заметит
Решение Конституционного суда о снятии ограничения в 10740 грн на максимальную пенсию судьям в отставке не нанесет серьезного ущерба бюджету, поскольку ежегодные расходы из бюджета на их содержание составят несколько десятков миллионов гривень.
Такое мнение в комментарии Укринформу выразил экс-заместитель главы Национального банка Украины Александр Савченко.
"Для бюджета не будет никаких последствий, потому что таких судей примерно тысяча-две, поэтому потери из бюджета будут составлять несколько десятков миллионов", - отметил Савченко.
По словам экс-заместителя главы НБУ, такое решение не столько повлечет финансовые расходы, а будет иметь скорее негативный общественный эффект.
"Как правило, во всех странах мира есть ограничение минимальной и максимальной пенсии. Например, я бы его установил один к пяти - то есть максимальная пенсия не может превышать минимальную в 5 раз. Поэтому можно представить, что у нас за судьи, каковы их моральные качества, которые себе поустанавливали пенсии в 50 и 60 тысяч", - отмечает Савченко и добавляет, что судьи, принимающие такие решения, не должны работать в судебной системе - их нужно люстрировать.
По мнению экс-заместителя главы НБУ, такое решение Конституционного суда было принято с целью персонального обогащения.
"Разные судьи будут получать пенсию по-разному, кто 10 тыс. грн, кто 20 тыс. грн, кто 30, а кто и 50 тысяч. Ежегодно на это из бюджета будет идти несколько десятков миллионов. Следовательно, чтобы прокормить такого одного судью, примерно 50 молодых людей должны работать и платить в пенсионный фонд", - отмечает эксперт.
Напомним, 10 июня Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения Закона "О судоустройстве и статусе судей" относительно уменьшения размера ежемесячного пожизненного денежного содержания судей, установления максимального размера такого содержания, прекращения его выплаты судьям в отставке на период их работы на определенных должностях.
Кроме того, суд в своем решении отменил нормы законодательства, которые ограничивали эти выплаты, и разъяснил, что отныне действуют старые нормы, которые, в частности, не устанавливают максимального размера судейской пенсии, а также отмечают, что судейская пенсия должна составлять как минимум 80% от максимальной заработной платы того или иного судьи и индексируется по 2% ежегодно после 20 лет стажа судьи, но не более 90% от его зарплаты. Обосновывая свое решение, КСУ заявил, что ограничение судейской пенсии является, по сути, снижением гарантии независимости судей и нарушает их конституционный статус.