Помолвочные кольца европейских принцесс: цветные камни или бриллианты?
Европейская традиция дарить кольцо на помолвку существует с XV века, но нельзя сказать, что тогда это было общее явление. И, хотя, первое помолвочное кольцо для широких масс было создано в Tiffany & Co во второй половине девятнадцатого века, их популяризация произошла уже в Америке во второй половине 1940-х годов, которую не слишком затронула Вторая мировая война и стремление к роскоши начинало стремительно возрастать после кризисных и относительно скромных 1930-х.
Наталья Филатова, культуролог: «Первое кольцо с бриллиантом в знак помолвки, как известно, подарил Марии Бургундской эрцгерцог Максимилиан в 1477 году. Это не был солитер, а просто кольцо с выложенной крошечными бриллиантами буквой M, что могло означать как имя Марии, так и Максимилиана. Подарок также был сделан и отцу Марии - императору Карлу Лысому. Своеобразное потакание его страсти к новым технологиям, а именно, ограненным бриллиантам. В общем, это был скорее удачный способ подольститься к будущему тестю, чем показать чистоту романтических намерений. Новая технология огранки бриллиантов незадолго до этого была изобретена в Брюгге. Ювелир Лодевик ван Беркен изобрел скайф - колесо для полировки, бриллианты стали сверкать (не как сейчас, но все же лучше, чем до этого, когда от алмаза просто откалывали кусочки), это изобретение произвело революцию в ювелирном деле и Брюгге стал центром торговли бриллиантами и одной из самых ценных земель в Нидерландах в 15 веке. Но «сердцевина» этой истории в том, что Брюгге, находился в землях, которые отходили Максимилиану в качестве приданого Марии. В общем, очень сложно с любовью в этих королевских семьях».
Елена Веселая, эксперт по ювелирному рынку добавляет: «В то время ювелирам De Beers необходимо было пристроить огромное количество мелких бриллиантов (до карата), которых в природе больше, чем любых других камней. Именно для этого была придумана вся эта история. То есть, по большому счету, если нет реальной ценности, производители добавляют ценность сентиментальную. Сегодня же эта концепция работает разве что в Китае - хотя девушки всего мира по-прежнему ждут голубую коробочку и моментально понимают, что в ней лежит».
На помощь ювелирам в 1950-е годы пришло популярное искусство. В 1948 году на Бродвее по одноименной книге Аниты Лус был поставлен мюзикл «Джентльмены предпочитают блондинок», а уже через четыре года была сняла комедия режиссера Говарда Хоукса с Мэрилин Монро в главной роли. После нее уже эталонным обозначением большой и чистой любви стали большие и чистые бриллианты. Чуть позднее масла в огонь поклонения обработанным алмазам и брендомании подливает фильм «Завтрак у Тиффани», снятый в 1961 году.
Надо сказать, что в массовом сознании до этого у обычных людей помолвки почти никак не коррелировались с драгоценными камнями, и уже точно жених не задумывался о том, какой бюджет вложить в такое кольцо. «В этом случае, конечно сложно сравнивать большие ювелирные Дома, потому каждая компания нацелена на разную целевую аудиторию с разными посылами. К примеру, в Graff всегда делали репутационную ставку на цветные бриллианты, тогда как Tiffany & Co ориентировались всегда в большей степени на «новые деньги» и крепкий средний класс», - рассказывает Наталья Филатова, культуролог.
С аристократическими европейскими семьями дело обстояло иначе. Начиная с Марии Бургундской и заканчивая последней помолвкой в королевской семье, девушки традиционно получали кольцо в знак своего нового статуса. Елена Веселая, эксперт по ювелирному рынку объясняет: «Европейским принцессам обычно достаются украшения, принадлежавшие матери жениха. Не обошла эта участь и Елизавету Вторую. Она получила кольцо с бриллиантом, который выломали из тиары ее будущей свекрови, матери принца Филиппа, Алисы, принцессы Греческой и Датской». Сестра Елизаветы Маргарет получила на помолвку крупный рубин. В дуэте с бриллиантами он напоминал бутон розы и выглядел очень символично, учитывая полное имя невесты - Маргарет Роуз. Бабушка Елизаветы принцесса Виктория Мария Текская также получила кольцо с рубинами - крупными овальной формы. Кейт Миддлтон также перешло семейное украшение - кольцо с сапфиром принцессы Дианы. Модель, которая пережила такое количество копий, что заслужила запрет на свое воспроизведение, была преподнесена принцессе не совсем традиционным для помолвки способом.
Во время визита Дианы в Виндзорский замок, жених принц Чарльз попросил ювелиров знаменитого Дома Garrard привезти самые эффектные кольца, и Диана сама выбрала легендарное кольцо из 18-каратного золота, с 14-ю бриллиантами и крупным центральным сапфиром. Свежеиспеченная невеста принца Гарри также получила кольцо с бриллиантом из коллекции принцессы Дианы.
Если посмотреть на все кольца, которые получали в знак помолвки европейские принцессы или девушки, которые выходили замуж за мужчин из королевских семей, невооруженным глазом видно, что бриллиантовых моделей совсем мало. В основном это кольца с рубинами, сапфирами и изумрудами. Легендарная Уоллис Симпсон получила увесистый изумруд в обрамлении небольших бриллиантов.
Наследный принц Бельгии Филипп делал предложение своей невесте Матильде с помощью кольца с рубином. Как и Хокон, наследный принц Норвегии. Его кольцо - настоящая семейная реликвия, раньше оно принадлежало Олаву Пятому, королю Норвегии и деду Хокона. Помолвочное кольцо Елизаветы Боуз-Лайон, матери Елизаветы Второй, было сделано из желтого валлийского золота с крупным синим сапфиром в обрамлении бриллиантов. Учитывая традицию передавать украшения из поколения в поколения, неудивительно, что невесты из старых аристократических семей получали цветные камни. В 2003 году принц Фредерик делал предложение своей невесте Мэри Дональдсон из Австралии с кольцом с рубинами. Его младший брат принц Йохима к своей помолвке подготовил кольцо с сапфиром, алмазом и рубином. В 20 веке редким исключением стал князь Монако Ренье III. Своей невесте актрисе Грейс Келли он преподнес сразу два кольца Cartier в 1956 году. Первое - из рубинов и бриллинатов - показалось жениху недостаточно эффектным, и он заказал второе с самым крупным бриллиантом ювелирного Дома Cartier, которое и стало главным украшением Грейс.
Кроме семейный связей, есть и другое объяснение популярности цветных камней у аристократов. Наталья Филатова, культуролог: «По большому счету пристрастие аристократов к цветным камням можно объяснить тем, что до начала 19 века, пока для украшений с бриллиантами не начали использовать открытую закрепку, они проигрывали в «декоративности» цветным камням, а потому ценились в меньшей степени. Мода на бриллиантовую огранку постоянно изменялась и каждое новое поколение перед тем как вставить в новое украшение было вынуждено гранить их заново, что всегда негативно влияло на вес и размер, а значит и финальную стоимость. Тогда как с сапфирами, изумрудами и рубинами таких проблем не было. Они более инвестиционно стабильны, если можно так выразиться. Еще одним плюсом с точки зрения аристократии - на цветные камни никогда не было «лихорадок», когда они становятся массовым предметом увлечения широких слоев населения, что, конечно же, делает их репутацию более популистской».
Елена Веселая: «Последнее время журналы много пишут про то, что снова приходит мода на цветные камни в помолвочных кольцах. На самом деле эти камни (особенно некоторые из них - рубины, сапфиры, шпинели) гораздо более редкие и ценные, нежели бриллианты. Даже при королеве Виктории было такое, что для нее бриллианты значили не больше, чем брошь с выпавшим первым зубом ее дочери. Алмазы гранить научились довольно поздно, до этого камни ценились в основном за цвет и размер, то есть, цветной камень, даже не самый редкий по нашим меркам, был значительнее, чем грязный кусок алмаза. Но тут надо понимать, что охотятся за чистыми камнями, которых раньше было гораздо меньше. Сегодня же география добычи сильно расширилась, а раньше источников алмазов было значительно меньше. Сейчас можно сказать, что бриллиантов в мире гораздо больше, чем остальных камней».