В предверии Книжного Арсенала: художница Влада Ралко о любимых книгах, детстве и секретных книжных местах
30 мая в Киеве стартует Книжный Арсенал. Накануне Vogue.ua встретился с художницей Владой Ралко и расспросил ее о любимых книгах, будущих покупках на книжной ярмарке и познакомил Владу с одной из самых ожидаемых новинок Книжного Арсенала - фотоальбомом Ukraine in Vogue и книгами издательства ArtHuss: автобиографией Марины Абрамович, нон-фикшеном Дона Томпсона и бестселлером Бриджит Квинн.
Я выросла среди книг. Моя бабушка была самодеятельным художником, родители любили читать, а в домах киевской интеллигенции тогда было очень много книг. Но читать, как сейчас понимаю, научилась поздновато - в 5 лет. Зато я очень хорошо помню этот момент на даче у бабушки: мне было очень интересно понять, что будет дальше, и я, шаг за шагом, осилила этот путь. Не помню, что именно читала, но буквально вижу сам момент: где, в каком месте в комнате я сидела...
У нас дома была практически вся классическая мировая литература, очень много книг об искусстве, о путешествиях. Помню, что покупка книги была радостным событием - и такие события случались довольно часто. А еще однажды я узнала, что не у всех в домах были книги - для меня, ребенка, это было сильным впечатлением. Я попала в квартиру к соседям, у которых сработала сигнализация и милиция позвала меня и других людей в качестве понятых. Вместо книг у них в шкафу был расставлен хрусталь. Нигде такого не видела раньше.
В нашем доме книги везде - на полках, в шкафах, на полу. Для меня книга - очень живая вещь. Я люблю читать, зачитывать, таскать с собой, делать в книгах заметки, закладки. С раритетами это было бы проблематично, поэтому люблю разные издания, и в мягких обложках в том числе. В прошлом году издательство "Основы" выпустило знаменитый текст "Друга стать" Симоны де Бовуар - я брала ее с собой в путешествие на Кипр, она у меня там промокла полностью под дождем. Но я так читаю. (смеется)
У меня есть любопытная привычка - я переписываю полюбившиеся отрывки. Такое общение с книгой, когда я рукой что-то выписываю, очень важно для меня. Как и рисовании - это для меня очень близкие вещи, когда слово превращается в изображение.
Когда мы с Владимиром (художник Владимир Будников - муж Влады Ралко; прим. авт) только познакомились, он очень повлиял на меня - и как художник, и как человек, который любит литературу и разбирается в ней. В романтический период наших отношений Владимир как-то принес «Улисса» Джеймса Джойса. Я осилила его до половины, а потом оставила, отложила. Я не могла его читать, и все. Немногим позже, через неделю, я опять вернулась к роману, дочитала до конца, и полюбила - раз и навсегда. Джойс прекрасен. Также, благодаря Владимиру, я полюбила и Гете, и Гессе, и Гамсуна.
У меня создается впечатление, что книги сами находят меня. В какой-то момент я поняла, что в последнее время у меня совершенно не возникает вопросов, что почитать. При этом я никогда не прихожу в магазин со списком "нужной" литературы - книги обычно сами идут ко мне. И это такая радость, когда ты находишь ту самую - я называю это «подарками» судьбы. И я, кстати, редко читаю что-то «вовремя». Я могу прочитать книгу, которую уже все прочли и забыли, прийти к ней через несколько лет.
В моем детстве все самые лучшие книги покупались в магазине "Мистецтво" и "Дружба". Сейчас это трудно представить, но хорошие книги можно было купить в сельских книжных магазинах, которые были практически в каждом селе. Помню, как покупала пьесы Шекспира, когда гостила в селе под Гадячем. Уже позже - многое можно купить на Петровке, туда я езжу до сих пор. Раньше мы с Владимиром тащили книги килограммами из путешествий, теперь стали лениться - хочется путешествовать налегке. Правда, недавно не удержалась и купила на выставке в Берлине огромный альбом группы Zero.
В последнее время среди любимых книжных мест - "Книгарня Є", и "Книжный Арсенал", конечно. В этом году я уезжаю, поэтому на ярмарку попаду всего на один день - но уже подготовила список того, что хочу купить. Это, в первую очередь, новая книга Паскаля Гилена, известного социолога искусства.
Я никогда не читаю книги с экрана планшета или смартфона, не люблю электронные книги и не читаю литературу онлайн, исключение составляют разве что небольшие статьи. Мне важно чувствовать книгу - листать, важно понимать, в каком месте находится тот кусок, который меня взволновал. А еще я никогда не даю книги почитать - мне жалко. Есть буквально два человека, которым я могу дать почитать свои книги. А так - нет, извиняюсь и говорю, что это не в моих правилах (смеется).
В конце девяностых мы с Владимиром работали над выпуском его книги. Мы не доверили ее дизайнерам, а сделали все сами: сами вертали, изобретали дизайн. Книга для меня - важный памятник времени. Все, начиная от наполнения и заканчивая структурой, бумагой и обложкой, говорит о времени, в котором она была сделана.
Последние несколько лет мы сотрудничаем с творческим обьединением "ЧервонеЧорне" и все наши книги выпускаем именно там. Мы сразу опредилились, что не будем делать каталоги по искусству, а будем выпускать именно книги. Галерист Паша Гудимов называет это визуальной книгой, и я с ним согласна. В наших книгах есть тексты, документальные фото, заметки - с акцентом на визуальной составляющей, конечно. Очень рада, что мы нашли одну из лучших переводчиц в нашей стране - Ярославу Стриху, которая переводит наши тексты на английский язык, и, веротно, лучшего редактора украинских текстов - Татьяну Крышталовскую. К этому мы относимся особенно щепетильно. Авторские тексты художника - это не литература, не журналистика или публицистика. Это нечто особенное, и редактировать их нужно соответствующе: любая небрежная редакция может уничтожить их суть.
Текст: Дарья Слободяник
Локация: Мистецький Арсенал
Альбом Ukraine in Vogue и новинки A tHuss можно найти Книжном Арсенале на стенде издательства ( 2.06).