Из рук в руки: как создаются сумки Chanel
«Мы не можем сказать "нет" Карлу Лагерфельду, - улыбается Родольф Моколен, директор ателье, в котором создают сумки Chanel. - На все про все у нас есть четыре недели. Для дефиле все должно быть готово в срок». Получив эскиз с рисунком модели в наряде и с сумкой, дополненный замечаниями кутюрье и образцом ткани, креативный отдел ателье принимается за работу. Определить размер и изготовить черновой вариант аксессуара из кожзаменителя или текстиля - задача первая, не самая сложная.
Намного больше сил команде нужно, чтобы за это короткое время подобрать соответствующие замыслу варианты материалов, декора и фурнитуры, которую в Доме принято называть bag jewellery («украшениями сумки»). Камнями, жемчужинами и пайетками детали сумок вручную расшивают в ателье Lesage. Несмотря на сложности, успеть в срок нужно по-прежнему за месяц. Наконец, после трех-пяти согласований утвержденный студией прототип становится частью новой коллекции.
В бутике сумки, показанные на шоу, могут быть представлены в нескольких цветах. В вопросе выбора цвета многие марки следуют рекомендациям маркетологов, но в Chanel решение о том, какие именно варианты сумок запустятся в производство, принимает Карл Лагерфельд. «Отсутствие пиетета и немного чувства юмора - вот что нужно для того, чтобы легенда оставалась актуальной», - убежден кутюрье. Его творческая неутомимость задает ритм - новую модель сумки в ателье создают каждый день. В этом году темп ускорится: к шести коллекциям prêt-à-porter и двум Haute Couture добавятся еще две регулярные - летняя Coco Beach («Коко на пляже») и зимняя Coco Neige («Коко в горах»).
Пока креативный отдел превращает мечты в реальность, остальные сотрудники ателье работают над тем, чтобы эта реальность выглядела фантастически. Каждый лоскут кожи и отрез твида, каждая металлическая деталь проходит проверку на стойкость, износ и влагоустойчивость. «Выживают» лучшие. Детали, прошедшие испытания, готовы к новым этапам - раскрою, плоской и объемной сборке, а также добавлению bag jewellery. Во избежание ошибок во всех залах ателье установили одинаковые лампы дневного света.
Создание сумки Chanel, в зависимости от модели, требует от 180 до 300 операций, большинство из которых выполняется вручную. Раскроенные лазером детали из мягкой кожи ягненка или теленка выравнивают по толщине, а их края делают более тонкими, чтобы избежать уплотнений на месте будущих швов. «Погрешность в 0,5 см - а для некоторых моделей и в 1 мм - может привести к тому, что на последнем этапе части изделия не совпадут», - объясняет Родольф Моколен. Мастерство каждого работника шлифуется годами, поэтому такие случаи происходят крайне редко.
Подобная ювелирная точность - наследие Коко Шанель. К сумкам мадемуазель предъявляла те же требования, что и к одежде: в них не должно быть изнаночных швов. До того как стать одним целым, существуют две сумки - внешняя и внутренняя. Элементы каждой мастера сшивают таким образом, чтобы при соединении на виду осталась только лицевая сторона - как снаружи, так и внутри.
Сумку Chanel ждет долгая жизнь. Если спустя годы владелица захочет обновить подкладку или фурнитуру, отдельная команда в ателье готова провести реновацию. Сюда бутики со всего мира присылают сумки клиентов для замены износившихся частей. Поразительно, но в этом отделе лишь четверо сотрудников. «Это тоже многое говорит о нашем качестве», - замечает Родольф Моколен.
В последнем зале ателье от восхищения замрет сердце самых стойких. Сюда попадают все готовые сумки. Каждую на соответствие стандартам Дома проверяют еще раз. Пройдя последнее испытание, сумка Chanel получает уникальный номер - и отправляется навстречу будущей хозяйке.
Текст: Наталья Гузенко.