5 подруг Коко Шанель
Говорят, что женской дружбы не бывает. Однако французский дизайнер Коко Шанель, которая родилась 19 августа 1883 года, всю жизнь успешно доказывала обратное. В 2014-м году на эту тему даже вышла книга "Chanel & Co. Подруги Коко". Ее автор - французская журналистка и писательница Мари-Доминик Лельевр известна биографиями французских знаменитостей: на ее счету книги об Ив Сен-Лоране, Франсуазе Саган, Бриджит Бордо, Серже Гензбуре. Для нового исследования о Великой Мадемуазель Мари-Доминик еще раз внимательно перелопатила архивы, переписки, встречалась с друзьями Коко, ее моделями, сотрудниками, двоюродными племянниками и внуками ее любовников. В итоге, биограф воссоздала круг подруг знаменитого дизайнера, без которых, как утверждает Лельевр, сиротка Габриэла никогда бы не превратилась в икону стиля Коко Шанель. Актрисы, русские аристократки, богатые образованные дамы из лучших европейских семей, модели и музы, они делились платьями, любовниками и украшениями, они предавали и поддерживали в самые трудные минуты. О некоторых из них стоит вспомнить отдельно.
Мизия Серт (1872-1950) - польская и французская пианистка, покровительница поэтов, живописцев, музыкантов, хозяйка литературного и музыкального салона. Трижды была замужем за богатыми, успешными, влиятельными мужчинами, ее называли королевой Парижа и пожирательницей влюбленных в нее гениев. Ее портреты писали Огюст Ренуар, Боннар, Редон, Тулуз-Лотрек, Валлотон, Вюйяр; она стала прототипом героинь Пруста и Кокто; Морис Равель посвятил ей пьесы «Лебедь» и «Вальс»; Серт называли «крестной матерью русского балета». У Миси, как называли ее в Париже, был безупречный вкус. «Если бы не Серты, я бы так и умерла дурой», - написала Коко Шанель, которая стала ближайшей подругой Мизии Серт, и в то же время ее главной соперницей. Мизия часто говорила: "У меня были только мужья, но не было любовников, у Коко были только любовники, но не было мужей".
Мадам Серт - была ее рекламным манекеном и витриной, с ее помощью Шанель получала роскошные заказы, Мися ввела дизайнера в артистические круги Парижа. Они дружили 30 лет, но в мемуарах Миси нет ни слова о Шанель - это была просьба Коко: «Я сама напишу о себе». У них была дружба до гроба: когда Мизия Серт умерла, Коко Шанель сотворила ей последний образ - в гробу Мися лежала в белом платье, с красивой прической и неброским макияжем.
Мона фон Бисмарк (1897-1983) - американская красавица и благотворительница, икона стиля, муза Кристобаля Баленсиаги и Сесила Битона, из-за любви к белому цвету прозванная «белой графиней». Она была замужем 5 раз, и именно состояния ее мужей позволили Моне отточить изысканный стиль. В 1933 году по решению Синдиката парижских домов моды, куда входили дома Chanel, Lelong, Vionnet и Lanvin, Мона первой из американок получила титул «Женщина, которая одевается лучше всех в мире».
Американский Vogue писал обо всех ее нарядах, и одно время она даже держала вместе со своей подругой магазин модной одежды в Нью-Йорке. Ее называли «эталоном настоящей элегантности, умеющей носить нужные вещи в нужных ситуациях». Портрет Моны Бисмарк писал Сальвадор Дали. Говорят, каждую кутюрную вещь она заказывала в трех экземплярах: один хранился в парижском поместье, другой отправлялся в нью-йоркскую квартиру, а третий присылали на виллу на Капри. В 1937 году третий муж Моны Харрисон Уильямс закрутил кратковременный роман с Шанель.
Роми Шнайдер (1938-1982) - немецко-французская кинозвезда («Бассейн», «Сиси - молодая императрица», «Сиси - трудные годы императрицы», «Кристина», «Процесс», «Людвиг», «Бокаччио-70» ). Кинорежиссер Лукино Висконти, говорят, был влюблен в Алена Делона, и в спектакль «Как жаль, что ты потаскуха» (1961) на сцене «Театр де Пари» на главные роли пригласил Алена и его возлюбленную Роми Шнайдер. Висконти и отправил молодую актрису к Шанель, которая в то время одевала Ингрид Бергман, Жанну Моро и Дельфин Сейриг: «австрийской булочке» нужно было добавить парижского лоска и элегантности. Шанель учила ее манерам, гимнастике и тому, как следить за фигурой.
Благодаря урокам Коко Роми Шнайдер безупречно выглядела в платьях-футлярах, шляпках и твидовых костюмах-двойках Chanel, более того - стала отличной рекламой модного Дома.«Три человека, которые окончательно изменили мою жизнь - Ален (Делон-ред.), Висконти и Коко Шанель...», - писала Роми Шнайдер. Актриса вошла в круг знаковых клиентов Chanel, на примерки к которым дизайнер приходила лично и не брала деньги: "Не могла же я заставить платить женщин, перед которыми опускалась на колени, чтобы подрубить им юбки!".
Вера Бейт Ломбарди (1883-1948) - манекенщица дома Сhanel, близкий друг Черчилля, и по слухам, английский агент во время второй мировой войны. Вера происходила из британской аристократической среды, вела активно-спортивный образ жизни, была окружена многочисленными поклонниками. Шанель находила Веру подходящим воплощением философии марки, и в 1920 году пригласила женщину возглавить департамент по связям с общественностью Дома Сhanel. Вера носила одежду марки на все светские выходы, расхваливала инновационные наряды подруги и получала за это 30000 франков в месяц. Они дружили долгое время, благодаря Вере Бейт Шанель была представлена в самых высоких кругах английского общества и познакомилась с герцогом Вестминстерским.
Коко Шанель и Вера Бейт Ломбарди
Может быть, Мари-Доминик узнала доподлинно, в какие шпионские страсти во время Второй мировой войны были вовлечены Шанель и Вера Бейт, последняя писала Черчиллю так: "...За 16 лет работы на Коко я многому научилась и приобрела бесценный опыт... В 1937 году она меня уволила. Это было подло и грустно, я не встречалась с ней до декабря 1944 года, когда по ее наущению ее немецкие дружки и мои тюремщики свойственными им методами силой вынудили меня ехать к ней в Париж... По-моему, Коко очень изменилась за семь лет... Я сумела обманом заставить Коко помочь мне бежать сюда...".
Марта Давелли - популярная оперная певица из «Комик-опера», любовница русского князя Димитрия, с которым потом был роман у Шанель. В 1916 году появилась в Ницце в купальном костюме авторства Шанель и заявила журналистам, что принимать солнечные ванны нынче модно, что существенно подняло продажи купальников Сhanel. Одной из первых последовала примеру Шанель и коротко остригла волосы. Вышла замуж за «сахарного короля» - Константина Сэ.
В книге много других женских имен - блестящий срез парижской жизни первой половины ХХ века. Авторы называют формат книги "Секс в большом городе»"середины прошлого века, где все персонажи и истории подлинны.