«Корона над Днепром»: как родилась эта книга?
Автор новой книги «Корона над Днепром» журналист, кинодокументалист Игорь Владимирович Родионов расскажет об истории создания книги и ее главном герое - легендарном архитекторе Днепропетровска Евгении Борисовиче Яшунском.
В написанных им книгах, как в зеркале, отразились жизнь нашего города 1960-90-х годов. Стоит отметить, что у этого автора сложился уже целый цикл книг о легендарных архитекторах нашего города. Ранее Игорем Родионовым были созданы книги «Петровский зачет» (о знаменитом архитекторе и педагоге Олеге Петрове), «Набережная имени...» (о проектировщиках и строителях Днепровской набережной) и «Днепропетровские зодчие: люди-легенды».
Он проектировал целые города...
Книга «Корона над Днепром» посвящена проектировщику целого ряда днепропетровских жилмассивов (Победа, Красный Камень, Фрунзенский и другие), разработчику градостроительной концепции развития нашего города и создателю знаменитой концепции «Короны высотных зданий над историческим холмом» Евгению Яшунскому.
Евгений Борисович Яшунский - не только архитектор, но и художник, ученый, педагог, воспитавший целую плеяду днепропетровских зодчих. Его предложения и идеи во многом формировали развитие нашего города в 1960-80-х годах. Евгений Яшунский - из той категории архитекторов, которые проектировали не только дома и улицы, а целые города. Именно он разработал в 70-80-х годах прошлого века уникальную градостроительную концепцию Большого Днепровского ансамбля - архитектурно-ландшафтный проект национального значения. Идеи Евгения Яшунского как архитектора-новатора отражены и в генеральном плане Днепра до 2026 года включительно.
Мечтая построить на Соборной площади Днепра «Корону», он хотел таким образом прославить «город металла и космоса». Эта грандиозная архитектурная доминанта должна была изменить лицо города, стать его символом, олицетворением высоких устремлений всех жителей Днепра. И хотя этот проект, увы, не реализовался, на него до сих пор ориентируются днепровские архитекторы.
Мало кто знает о том, что именно Евгений Яшунский еще в 1970-м году первым выдвинул идею размещения на примостовой площади высотной «Брамы». Впоследствии эта идея была развита тоже, увы, покойным Александром Дольником, которого многие считали учеником Яшунского.
Днепропетровск для него был не застывший конгломерат из домов и улиц, а существо живое, у которого есть своя линия судьбы, свой характер... Он был убежден, что город надо любить и лелеять, а «иначе - не взрастить».
Об авторе
Игорь Владимирович Родионов - писатель, кинодокументалист.
Как кинодокументалист, создал ряд авторских фильмов «Царство красного колдуна», «Тайна украинской Атлантиды», «Человек, который помог Спилбергу», «Иван и Хелмунт», «Даниил Сахненко. Кино и жизнь» в разное время удостоенные премий на всеукраинских телевизионных конкурсах.
Автор книг «Петровский зачет. 40 лет спустя», «Набережная имени...», Днепропетровские зодчие. Люди легенды», «Секретный архитектор Южмаша», «Корона над Днепром». Научно-популярные видеофильмы о днепропетровских архитекторах О. Петрове, П.Ниринберге, Е. Сорине, о первых строителях Набережной стали учебным пособием в вузах города.
За активную работу в области популяризации Днепровской школы практической архитектуры избран членом-корреспондентом Международной инженерной академии (Приднепровский центр).
Член Национального союза кинематографистов Украины. Член Союза журналистов Украины.
Считает, что есть только один способ проделать большую работу - полюбить ее.
«Специалиста такого масштаба у нас пока нет...»
Об истории создания книги «Корона над Днепром» Игорь Владимирович Родионов рассказывает следующее.
- Однажды один из уважаемых архитекторов, на счету которого немало реализованных проектов, признался мне: «Мы, архитекторы, - в большей степени индивидуалисты. Каждый обрабатывает свой «кусочек», свой «квартальчик», свой «объемчик». А если по правилам, то все мы - объемщики и ландшафтники - должны плыть в русле градостроительном. Ибо только градостроитель определяет уместность того или иного объекта, его габариты и даже фасады...»... Эти слова подтолкнули меня к тому, чтобы рассказать об архитекторе - градо-строителе! О человеке и уникальном специалисте. Еще при жизни легендарном. Это имя хорошо известно среди узкого круга специалистов. Имя этого градостроителя - Евгений Яшунский. Как и во всякой науке, есть теоретики, имеющие широкий взгляд на сущность этого мира, а есть практики, которые решают прикладные задачи. Евгений Яшунский - из первой категории. Он обладал уникальным стратегическим мышлением.
- Напомните, пожалуйста, к каким глобальным проектам был прямо причастен Яшунский?
- Это специалист, который работал с большими пространствами. Это стратег. Дано это далеко не каждому архитектору. Это редкий дар. Позволю себе сказать, что сегодня у нас нет специалиста-градостроителя такого масштаба. Пока нет...
На протяжении двадцати лет Евгений Яшунский был бессменным руководителем Архитектурно-планировочной мастерской «Днепрогражданпроекта». Он глубоко был убежден, что город это живое существо. Он был убежден, что у города есть своя судьба, свой характер, свой ген... За 16 лет (1970-1986 гг. - самый активный период в Архитектурно-планировочной мастерской) были выполнены практически все масштабные и ответственные градостроительные работы. Это жилмассивы «Победа», «Левобережный», «Старое Клочко», «Красный Камень», «Солнечный», жилые районы «Петровский», «Фрунзенский», «Коммунар», «Парус», «Воронцовский». За эти проекты он был удостоен Государственной премии Союза. За 50 лет творческой деятельности он создал свыше 400 проектов. Принял участие в 50 архитектурных конкурсах, по итогам которых получил 40 наград. Была тогда такая расхожая фраза - «Днепропетровск строится вокруг Екатеринослава». И это было действительно так... Центр города оставался нетронутым.
Концепция БДА
- В чем заключалась идея грандиозного проекта БДА - Большого Днепровского ансамбля?
- Евгений Яшунский еще в 70-80 годы прошлого столетия, разработал уникальную градостроительную концепцию Днепропетровска, которая у специалистов и сегодня в чести. Бывая на градсоветах, уже и от молодых зодчих приходится нередко слышать: «А вот Яшунский предполагал здесь что-то построить...». Некоторые положения этой концепции остаются в Генплане города до 2026 года.
В истории города в 1970-е годы впервые появился ландшафтно-архитектурный проект национального значения - БДА, Большой Днепровский Ансамбль, тоже разработанный АПМ под руководством Яшунского. Это результат тщательного и глубокого анализа градостроительной ситуации, исходя из важных факторов, каковыми являются городская среда, планировочный каркас и ландшафтная матрица. БДА - это, своего рода, научно обоснованный и художественно выстроенный силуэт нашего города.
О проекте БДА главный архитектор Днепра Дмитрий Волик говорит следующее: «Большой Днепровский ансамбль - это «тысяча и одна ночь» о городе на Днепре. Автор этой титанической работы сформировал цельную, понятную и сказочно красивую картинку о городе будущего».
Многих архитекторов во все времена привлекал городской ландшафт. Яшунский так описывал это: «...Два берега большой реки совершенно не похожи друг на друга. С одной стороны - плоский, с другой - овражно-балочный (ярко выраженный ландшафт в виде гребенки). Ничего подобного ни выше, ни ниже по течению Днепра нет. Если подняться на вершину центрального холма, то взору, за водной гладью Днепра, предстают бескрайние украинские степи, раскинувшиеся далеко-далеко за горизонт, будто театральные декорации».
- В рамках реализации концепции БДА обсуждались разные варианты развития склонов исторического холма, который тогда еще не предполагали застроить «Башнями» и прочими комплексами....
- Да, архитекторы старшего поколения вспоминают, как живо обсуждалась идея пешеходной связи от ул. Дзержинского (ныне - Владимира Вернадского) напрямую к набережной. С инициативами об организации парадного спуска с вершины холма к Днепру обращались к властям многие архитекторы. Перед каждым стоял непростой вопрос: либо холм нивелировать для каких-то сиюминутных потребностей, либо его ландшафтное своеобразие подчеркнуть, усилить, заострить, сделать возвышенность над Днепром главным, центральным. Что пересилит? Но, как известно, миру житейской прозы и ординарности всегда противостоит другая сфера - сфера высокой мечты и стремление к идеалу. Евгений Яшунский мечтал высокий холм у края большой реки сделать зримым, главным, а на его вершине установить символ, эмблему города. Он предложил архитектурную доминанту, которая ломала все стереотипы - «н еобычное сооружение среди обычного однообразия».
«Корона над Днепром»
- Так и родилась концепция застройки исторического холма комплексом высотных зданий...
- В представлении Евгения Борисовича этот проект выглядел следующим образом. «Корона - гигантское образование, состоящее из группы высотных зданий (150 - 200м), расположенных по периметру центрального холма. Меж собой высотки соединены в виде кольца на определенной высоте. Все это нанизано на ствол, проспект К. Маркса (ныне Дмитрия Яворницкого) и венчает вершину первого городского холма Днепропетровска»... Это был проект космического масштаба. Монументальность поражала так, как будто это пирамида Хеопса. О нем говорили: «Да такое построить невозможно...». Корона на Соборной горе - как архитектурная доминанта, должна была определить градостроительные преобразования в городе. Но я вижу, что Корона над Днепром - это прежде всего олицетворение высоких устремлений горожан -талантливых людей: ученых, инженеров, писателей, художников, творческих людей. Это торжество творческих идей...
- Дом-Корона была призвана не столько «венчать» город и стать его символом, сколько «повести» за собой эпохальные градостроительные преобразования Днепропетровска-Днепра.
- Думаю, автор закладывал и более глубокий смысл - торжество творческих идей, исключительность горожан, миссию, которую он несет. И даже изначальное право на столицу... Возможно, «Корона» над Днепром не самый главный проект его жизни, но по законам книжного жанра, я должен был вывести этот проект на видное место.
Стены старых домов многое помнят...
- У глав книги - необычное оформление в виде фотографий стен старых домов нашего города. Как родилась такая идея экскурса в прошлое?
- Все пересказывать не стану. Но этой любопытной историей поделюсь... Однажды я встретился со старейшим архитектором Марком Борисовичем Шнеерсоном. Ему было тогда 93 года. Мы вышли на прогулку. Беседовали. Ему было что вспомнить. Он подошел к дому, который когда-то после войны он проектировал, потом курировал стройку. Оперся о стену и стал, что-то, как мне показалось, говорить про себя. Подумал, что человек в возрасте, устал, болен... Оказывается, он разговаривал... Разговаривал со стенами старого дома. И он мне признался: «А ты знаешь, что сооружения имеет свою энергетику, свою душу - это душа его создателей, проектировщиков, строителей, жильцов. Стены старых домов очень многое помнят. И если бы был такой виртуальный экран, то мы бы узнали, как жили, о чем мечтали, как любили, как складывались их судьбы людей, как уходили из этого дома навсегда»...
Мне как творческого человеку эта сказка-история понравилась. И я решил через историю создания архитектурных сооружений рассказать о творческих судьбах днепропетровских зодчих. Так родился и идея оформления книги «Корона над Днепром». Я отправился на ул. Исполкомовскую и снял тот уже полуразрушенный фасад старого екатеринославского дома. Того самого дома, где состоялось признание старого архитектора. Фото украсила одну из первых страниц с такой преамбулой:
«Екатеринославский дом на Исполкомовской.
Разрушенный временем и людским равнодушием, он
давно порос мхом, травой и диким кустарником.
Пустотой и осуждением зияют окна глазниц, но фасад...
Фасад вопреки всему, держится стойко, излучая своеобразную энергетику былой эпохи.
Как здесь жили? О чем мечтали? Кого любили?...
Многое могут поведать старые стены родного города. Но только прикоснувшись к ним можно ощутить дух того времени»...
Вот дух того времени и я попытался выразить в книге, оформив каждую главу с фрагмента стены старого дома, на котором начертан смысл происходящего когда-то...
- На такой «старый мудрый дом» теперь похож и забытый многими Яшунский?
- Градостроителя Евгения Яшунского хорошо знает довольно узкий круг людей - архитекторы старшего поколения. Те, кто с ним работал. Для многих из них он был легендой при жизни. А вот горожане, ради которых он жил и творил, о нем и не слышали. Вглядитесь в фото Евгения Яшунского. Сам облик говорит о многом: седина вьющихся волос, прищур мудрых глаз. Профессия откладывает отпечаток на людей. Не знаю как вам, но мне кажется, что только так может выглядеть настоящий архитектор, педагог, ученый, художник. Интеллектуал... Такое впечатление, что этот человек многое знает, много может рассказать. Кто-то его назвал человеком из будущего. Он пришел не только посмотреть на нас, но и прожить с нами какую-то часть истории. А проект этот он, будучи мистиком и эзотериком, словно принес Оттуда, свыше, из будущего... Состоится этот «космический» или нет - покажет будущее.
Пора перестать разбрасывать камни!
В начале 1990-х годов (непростое время для Украины!) Евгений Яшунский высказал свою профессионально-принципиальную позицию, которая не потеряла своей актуальности и сегодня:
«Люди, пожалуйста, не теряйте человеческого достоинства. Будущее обязательно наступит! Но каким оно будет - зависит от вас, от вашей способности вырваться из прострации и оцепенения. Кризис пройдет. Рыночная экономика станет цивилизованной, и улицы города освободятся от болезненной коросты - грязи, мусорных контейнеров посреди тротуаров и ларьков, нагло вылезших на красные линии. Все зависит от вашей гражданской ответственности. Пора перестать разбрасывать камни».
Стоит отметить, что книга «Корона над Днепром» издана в рамках программы Бориса Филатова «Культурная столица».