За веру, мат и кражу: Чем оккупантам не угодил архиепископ Климент
Русские оккупанты в минувшие выходные протестировали вариант с репрессиями против украинских священников в Крыму. Мишенью россиян стал известный правозащитник архиепископ Климент.
Наглость оккупантов в захваченном Крыму и за его пределами порой настолько выходит за рамки гуманности и адекватности, что перестаешь поражаться. Особенно в тех сферах жизни, куда любой власти - хоть полноправной, хоть нелегитимной - соваться строго не рекомендуется. Например, в церковные дела. Адепты «русского мира», конечно, заметят в ответ, что заседающие на Банковой товарищи ради получения Томоса с легкостью переступили через положение Конституции, отделяющее церковь от государства. Но порыв к самостоятельности и восстановлению исторической справедливости все же не стоит путать с желанием банально напакостить.
Архиепископа Симферопольского и Крымского Климента (в миру - Павла Куща) совершенно справедливо считают миротворцем. Он бросался на защиту украинской военной части на начальной стадии захвата полуострова русскими. Он никуда не уехал, когда стало ясно, что Украина ареал обитания его паствы более не контролирует. Продолжал Климент служить, упорно не соглашаясь вернуться в лоно тогда еще существующей «УПЦ МП». Да, даже несмотря на то, что в храме святых Владимира и Ольги оккупанты отключили электроснабжение. А осенью 2017-го помещение и вовсе захватили местные «органы правопорядка».
Климента это не смутило. Он не оставил привычного дела и правил службу где придется. А попутно еще и наведывался к украинским политзаключенным на территории РФ. К плененным морякам с захваченных военных катеров его, правда, не пустили. А вот к захваченному в Беларуси Павлу Грибу священник собирался уже не впервые. На дворе было воскресенье, погода стояла ясная, автобус в Ростов-на-Дону вот-вот должен был тронуться с симферопольского автовокзала. Но вдруг в салоне появились так называемые «полицейские», которые задержали архиепископа и препроводили в одно из ближайших отделений.
Дело изначально запахло провокацией, поскольку оккупанты даже не сговорились озвучить единую версию причины лишения свободы священнослужителя. Сперва речь зашла об анонимном звонке - звонивший якобы сообщил органам, что Климент украл церковное облачение и намерен покинуть полуостров. Прелесть ситуации в том, что под понятием «церковное облачение» всегда подразумевались личные вещи священника, принадлежащие ему и только ему. А за кражу у самого себя пока даже в УК РФ статью не придумали.
К тому же посвященных людей сразу смутила подозрительная оперативность. Сообщение о «хищении» поступило в 12:45, а в рапорте о задержании значится время 12:50. Поверьте уж автору, не понаслышке знакомому с внутренней кухней: даже на материке с куда лучшей организацией процесса и более современной техникой на ДТП с человеческими жертвами в мегаполисе патрульных можно ждать минут пятнадцать. А уж на оккупированных территориях и подавно. Есть ли у вас сомнения в том, что архиепископа целенаправленно вели?
Если есть, то стоит обратиться к версии номер два. Согласно ей, Климент никакого уголовного преступления не совершал, а просто позволил себе громко и нецензурно выругаться в публичном месте. По административному кодексу за подобное полагается штраф до тысячи рублей или административный же арест на пятнадцать суток. Однако по факту даже отряды ДНД во времена «застоя» оголтелым отловом матершинников не занимались, не говоря уже о наших днях. Да еще и доказательная база строилась в духе «одна бабка сказала», что для псов путинского режима вполне симптоматично.
К вечеру архиепископ Симферопольский и Крымский стараниями неравнодушных оказался на свободе, но дал понять, что эта провокационная атака на него явно была не последней. В остальной Украине инцидента со служителем прихода ПЦУ могли бы не заметить вовсе, кабы не воззвание к общественности митрополита Епифания и хорошо знакомых с Кущом крымских переселенцев. Теперь-то уж придется держать руку на пульсе событий, чтобы в любой момент предъявить РФ как минимум претензии по поводу гонений на религиозной почве.
А у сторонников радикальных методов сопротивления возник актуальный вопрос. Если так называемое «МВД» оккупантов закрывает на полдня неугодного священника за недоказанное и явно надуманное нарушение, предварительно «отжав» у него храм, то почему наши силовики сидят и пускают слюни на ценности, обнаруженные при обысках в Лавре, вместо того, чтобы работать по принципу конвейера? Там на одного лишь Онуфрия уже наверняка насобиралось предостаточно, что уже говорить о фигурах помельче - вроде Паши-Мерседеса и Иринея, друга семьи Вилкулов. И не надо списывать на тотальную занятость выборами - на рейтингах ряда провластных кандидатов разборка с РПЦ сказалась бы скорее позитивно.
Харона выслали, говорите? Молодцы, похвально. Но пока около СБУ крутился близкий друг агента в рясе и по совместительству зять Грицака - Юрий Тандит, у Госпогранслужбы кишка была тонка развернуть смотрителя МАФа на Десятинной и выдворить прочь из Украины. К слову, хорошо было бы знать, что станется со стилизованным под церковь ларьком в дальнейшем - о пребывающих при власти это скажет очень многое.
Но в наведении порядка так или иначе нужно придерживаться баланса. А не то выйдет абсурд, который даже с сюжетом «Донбасса» Лозницы не сравнится. Скатываться к методам государства-агрессора по умолчанию ведь тоже не годится.