Исповедь Альмодовара - фильм "Боль и слава" об отличии гомосексуальности и любви
Редкий случай, когда Пенелопу Крус увидишь на экране не в роли роковой красавицы, а в образе обычной селянки, которая ходит как каракатица. Да и Антонио Бандерас уже как будто сросся с пистолетом и шпагой, а тут играет старую развалину, из которой сыплется песок. На такие перевоплощения топовые голливудские артисты пошли ради своего наставника, режиссера, который фактически дал им путевку в большое кино - Педро Альмадовара.
В его новой картине "Боль и слава", которая вышла в украинский прокат, действительно пришлось играть, а не просто выставлять на показ свои милые мордахи. Тем более, что роли обязывают - Бандерас играет самого Альмодовара, а Крус - мать режиссера, когда он был еще ребенком. И для Антонио игра стоила свеч - он впервые получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
Конечно, в фильме героя Педро зовут иначе - Сальвадор Майо. Но режиссер совершенно не открещивается от того, что это автобиографический фильм с некоторыми погрешностями. Например, в картине ничего не сказано о родном брате - Агустине Альмодоваре, который младше его на шесть лет, и уже более тридцати лет является продюсером кинокомпании Педро - и этого фильма, в частности. Зато Альмодовар поиздевался над подружками своей матери. В картине есть диалог между режиссером и мамой, где та его упрекает, что он никогда не показывает их в своих фильмах, потому что считает их неотесанными селючками. В этой картине, когда матери уже нет в живых, он исправляет это недоразумение - и в одном эпизоде подружки выглядят романтично.
Вообще в фильме много лирико-драматических эпизодов из нынешней жизни Альмодовара и трогательных, а местами эпатажных, из его же детства. Что касается взрослой жизни, то режиссер как будто жалуется зрителю, что снимать ему с каждым годом все труднее - его мучают боли практически по всему телу. Кстати, анатомический эпизод - один из самых ярких в фильме. Альмодовар свое тело (но скорее всего это тело Бандераса) раскладывает с помощью компьютера - цветные яркие картинки, свидетельствующие о болезни.
Чтобы как-то справиться с болью, он постоянно сидит на таблетках вперемешку с наркотиками. Но от всего этого депрессия только сгущается - и нужен какой-то прорыв, чтобы вернуться к любимому делу.
Таким прорывом становится появление спустя несколько десятилетий его возлюбленного (да, именно возлюбленного, а не возлюбленной, причем, речь о первой любви), который впервые за много лет вновь оказался в Мадриде, из которого когда-то сбежал в Аргентину, чтобы соскочить с героина. Всего несколько часов общения, бутылка текилы и поцелуй на прощание вновь пробуждают в главном герое творческие силы.
Вот именно в этом моменте Альмодовар выходит на одну из главных для него тем - однополой любви. Встреча со старым другом смешивается с воспоминаниями из детства - вот, он увидел красивое обнаженное тело молодого парня, который мылся после работы в их доме. Маленького мальчика бросило в жар от увиденного - а все решили, что он перегрелся на солнце, и это тепловой удар. Но малыш и сам не осознавал, от чего у него вдруг закружилась голова.
Альмодовар пытается убедить публику в том, что гомосексуализм это врожденное, а не приобретенное. А благодаря сцене встречи с партнером уже в старости - доказать, что любовь между мужчинами возможна.
Все это показано не пошло, фильм снят, будто читаешь роман, в котором нет каких-то ярких, будоражащих сознание событий, но в результате остается хорошее послевкусие, после которого интересно обсудить те темы, которые режиссер поднимает великий режиссер.