Импортозамещение: экономическая необходимость или политический жест?
Спустя полтора года после введения программы импортозамещения эксперты по-разному оценивают сокращение российского импорта. В каких сферах оно эффективно, а в каких - бессмысленно?
Курс на импортозамещение российский президент Владимир Путин провозгласил в августе 2014 года - одновременно с объявлением запрета на ввоз в Россию из западных стран "отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Рядовые зрители российских государственных телеканалов, да и многие обыватели в Германии считают, что российская программа импортозамещения стала ответом Москвы на экономические санкции Запада. Так думают и некоторые аналитики в ФРГ и в России.
Но сколько на самом деле в этом шаге политики, а сколько - сугубо прагматичного подхода? Каким оказался макроэкономический эффект импортозамещения? Спустя полтора года после появления программы DW подвела ее промежуточные итоги.
"Экономическое шаманство"
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, доктор наук Евгений Гонтмахер, убежденный, что "Россия никогда не будет самодостаточной экономической страной", называет импортозамещение ХIХ веком. Он сравнивает Путина с немецким экономистом того времени Фридрихом Листом (Friedrich List), которого, в свою очередь, именует "певцом изоляционизма". Ученый не видит "ничего страшного" в том, чтобы Россия была всего лишь звеном в мировой цепочке производства добавленной стоимости.
Евгений Гонтмахер
Так считает и адвокат Андреас Кнауль (Andreas Knaul), представляющий интересы зарубежных, в первую очередь средних немецких фирм в России. Он ратует за всемирное разделение труда, когда "каждый делает то, что у него получается лучше всего". Что же касается российской политики импортозамещения, то он считает ее не экономической философией, а "экономическим эквивалентом шаманства", в которое "верить заставляют всех". 20 сфер, в которых Россия намерена стать мировым лидером, в том числе, в автомобилестроении, производстве станков и промышленного оборудования, Кнауль называет "иллюзорным, политически мотивированным представлением людей, отвечающих сейчас в России за экономическую политику".
К чему приводит политика импортозамещения, эксперт убедился в Узбекистане. "Туристам там хорошо. Ташкент, Самарканд, Бухара... Красиво, - говорит он. - Но если внимательнее взглянуть направо и налево, понимаешь, что это экономическая катастрофа".
Критические сферы российской экономики
Другой точки зрения придерживается глава Германо-российской внешнеторговой палаты (ГРВП) Михаэль Хармс (Michael Harms). По его словам, правительство любой страны заинтересовано в создании в ней добавленной стоимости, квалифицированных рабочих мест и, соответственно, увеличении налоговых поступлений в казну. На 80 процентов, полагает эксперт, импортозамещение в России имеет экономическое обоснование, и только на 20 - политическое и пропагандистское.
Михаэль Хармс
Но с пониманием относится он и к российской озабоченности обеспечением экономической безопасности. Указывает, в частности, на тот факт, что от 70 до 90 процентов семенного фонда России - это импорт. "Если перекрыть России доступ к импорту в этой сфере, то ее сельское хозяйство очень быстро встанет", - сказал Михаэль Хармс в интервью DW.
Еще одной критической сферой Хармс считает российскую финансовую инфраструктуру, некоторые части программного обеспечения. Целесообразно, с его точки зрения, развивать в такой большой стране как Россия также отечественное машино- и станкостроение, производство товаров широкого потребления. "Куда это годится, - спрашивает он, - что примитивное пластмассовое ведро или лейка в московском магазине - китайского производства?"
Но вот, например, в фармакологии Хармс считает идею импортозамещения иллюзорной. "В мире доминируют примерно 20 фармакологических концернов, - пояснил он, - каждый из которых вкладывает в разработку всего одного препарата миллиарды евро или долларов и потом продает его по всему миру, в том числе и в Германию". Так что это не специфика России, и стремиться к полному импортозамещению в этой сфере просто невозможно, констатирует он.