Инженер создал инструмент для прогнозирования «космических ДТП»
С увеличением количества спутников на орбите Земли растет и объем космического мусора, а вместе с ним - риск возникновения аварийных ситуаций. Чтобы снизить вероятность столкновений спутников со своими «коллегами» и неуправляемыми объектами, ученый из США создал специальный алгоритм, способный предсказывать возможные инциденты.
Программный инструмент Conjunction Streaming Service представляет собой динамически меняющийся график, на котором в режиме реального времени отображается положение 1500 активных космических объектов на околоземной орбите, потенциально способных столкнуться друг с другом. На одной оси показано время, на другой - расстояние между объектами, пролетающими на расстоянии 5 километров и менее друг от друга.
На графике демонстрируется серия арок, каждая из которых обозначает пару сближающихся объектов. Каждая арка отмечена цветовым кодом. Зеленый означает два рабочих спутника, которые имеют техническую возможность маневра, желтым маркируются пары из «подвижного» спутника и неуправляемого объекта, а красными - два «мертвых» участника орбитального движения, не имеющих возможности для маневра.
По прогнозам экспертов, космические аварии могут стать обычным явлением в будущем. Сейчас на орбите находятся около 2000 рабочих сателлитов и до 22 000 обломков и другого космического мусора. Их количество увеличится по мере того, как частные компании вроде SpaceX, OneWeb и Amazon будут отправлять тысячи новых спутников на околоземную орбиту.
Чтобы избегать столкновений, представители ВВС США будут предупреждать операторов спутников, рассылая уведомления в случаях опасного сближения, чтобы те вовремя совершили маневр. Последний значимый инцидент произошел в 2009 году, когда спутник Iridium столкнулся со своим «мертвым» аналогом. В результате оба они разлетелись на тысячи осколков, потенциально способных повредить и другие объекты.
Профессор Мориба Джа из Университета штата Техас, автор Conjunction Streaming Service, отмечает, что скорость полета таких обломков огромна - в 15 раз быстрее пули. Впрочем, даже если они проходят недалеко друг от друга, из-за небольших размеров столкновения происходят крайне редко.