Новости и события » Культура » Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Выставка в Немецком историческом музее рассказывает, как после войны сложилась карьера деятелей искусства, при национал-социализме считавшихся "незаменимыми" и освобожденных от отправки на фронт.

В Немецком историческом музее в Берлине открылась выставка, рассказывающая о послевоенной деятельности ряда художников и других мастеров, которые при национал-социализме считались "ключевыми представителями" искусства.

В те годы в Германии культура и искусство нередко являлись инструментами пропаганды режима, определявшего границы допустимого и загонявшего художественные идеи в тесные рамки. Многие представители этих сфер сталкивались с запретом на профессиональную деятельность и с преследованиями, а огромное количество бежали из страны.

В то же время отдельные художники считались "незаменимыми". Они вошли в особый список, составленный в 1944 году Гитлером (Adolf Hitler) и его министром пропаганды Геббельсом (Joseph Goebbels), и были освобождены от воинской обязанности и хозяйственных работ. С послевоенными проектами ряда этих деятелей искусства и знакомит выставка "Список "наделенных даром свыше": художники эпохи национал-социализма в Федеративной Республике".

Деятельность попавших в перечень даже на завершающем этапе Второй мировой считалась для пропаганды более важной, чем их присутствие на фронте, подчеркивает директор музея Рафаэль Гросс (Raphael Gross). Эти художники внесли огромный визуальный вклад в идеологию национал-социализма, однако смогли продолжать карьеру и после 1945 года, указывает он. Некоторые оставались активными и в 1970-х.

Заказы от властей ФРГ

Список насчитывал около тысячи имен - не только художников, но и архитекторов, музыкантов, актеров, кинематографистов, писателей и драматургов. Немецкий исторический музей рассказывает о 378 людях из перечня - причем среди них нет ни одной женщины. Будучи бывшими протеже "третьего рейха", эти деятели искусства и в ФРГ получали выгодные заказы от властей, промышленных предприятий и церквей, преподавали в художественных академиях и участвовали в конкурсах.

В некоторых случаях такое противоречие особенно заметно. Например, Вилли Меллер (Willy Meller) создавал не только скульптуры для Олимпийского стадиона в Берлине, но и многочисленные рельефы с орлом, представленным на гербе "третьего рейха". А в 1952 году он получил заказ на создание гербового орла для дворца Шаумбург в Бонне, в то время являвшегося официальной резиденцией федерального канцлера. Среди работ Меллера - скульптура "Скорбящая" для мемориала жертвам национал-социалистов, открытого в Оберхаузене в 1962 году.

А Гансу Брекеру (Hans Breker) - брату любимого скульптора Гитлера Арно Брекера (Arno Breker) - было поручено изготовить бюст Карла Маркса, которому предстояло отправиться в Москву, и бронзовый памятник жертвам тирании национал-социалистов в Везеле на западе ФРГ.

Споры из-за подарка властей Баварии растянулись на несколько лет

Иногда появление работ в общественном пространстве становилось предметом оживленных споров. Например, гобелен "Die Frau Musica" Германа Каспара (Hermann Kaspar), подаренный Нюрнбергу властями Баварии, вызывал дискуссии на протяжении нескольких лет. В то же время критика почти не коснулась таких знаковых сооружений как открытый в 1953-м памятник погибшим участникам заговора 20 июля 1944 года - неудавшегося покушения на Гитлера - за авторством Рихарда Шайбе (Richard Scheibe) или "Скорбящая" Меллера.

Деятели искусства адаптировались к различным политическим системам, внося существенные изменения в форму и содержание своих работ. Тем самым они стремились оправдать ожидания клиентов и понравиться широкой публике, объясняет куратор выставки и искусствовед Вольфганг Браун (Wolfgang Braun). Он называет мифом широко распространенное убеждение, что основание ФРГ в 1949 году означало начало новой политики в области искусства, и призывает пересмотреть его.

На выставке в Немецком историческом музее представлено около 300 работ. Скульптуры, полотна, гобелены, рисунки, фотографии, фильмы, а также плакаты и статьи можно увидеть до 5 декабря 2021 года.

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Протеже нацистов: что стало с ними после Второй мировой?

Германия


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх