Как и кому продадут Одесский припортовый
Одесский припортовый завод следует продать хотя бы для того, чтобы покончить с сомнительными схемами, которые постоянно возникают вокруг предприятия. На плечи государства они ложатся миллиардами убытков и недополученной прибыли. Конкурс по продаже 99,56% акций ОПЗ вот-вот объявят официально, но довести его до логического конца будет нелегко. Скорее всего, приватизационный экшн перерастет в судебную сагу.
Условия и условности
Информация о будущей продаже Одесского припортового, хотя и обильно комментируется, но все еще носит фрагментарный характер. Известна стартовая цена - 13,175 млрд грн. (это примерно 520 млн долл.). Известно, что претенденты из России к торгам допускаться не будут. При этом конкурс состоится при наличии не менее двух участников, один из которых должен быть нерезидентом. Согласно последним заявлениям главы Фонда госимущества Украины Игоря Билоуса интерес к пакету уже высказали около 5 компаний - и все иностранные. Но полный перечень квалификационных требований к покупателю, как и инвестиционных условий, будет обнародован лишь после официального объявления конкурса, что ожидается в конце мая или начале июня.
Еще несколько обязательных пунктов договора купли-продажи озвучил первый вице-премьер Степан Кубив. По его словам, правительство будет настаивать, чтобы покупатель госпакета сохранил номенклатуру продукции ОПЗ, представленную в 2015 г.; обеспечивал транспортировку и хранение жидкого аммиака на заводских мощностях, безосновательно не ограничивая в доступе к ним других заинтересованных субъектов хозяйствования; не менял без согласования с государством цены на услуги по перевалке аммиака; поставлял украинским аграриям удобрения в объемах и по ценам, зафиксированным в доприватизационных договорах. Впрочем, пока это лишь пожелания официального Киева. Некоторые потенциальные инвесторы уже высказали недовольство перечисленными условиями, считая их попытками вмешательства в частный бизнес (таким ОПЗ станет после приватизации). Так что в определенных вопросах Кабмин, возможно, пойдет на уступки. Из-за этих споров и затягивается официальная публикация о начале конкурса.
По плану ФГИ, от старта конкурса до самой продажи дается 45 дней. За этот срок всем претендентам надо успеть пройти квалификационный отсев, предоставить необходимые документы и оплатить гарантийный взнос. Чтобы облегчить жизнь соискателям актива (особенно не знакомым с украинской бюрократией иностранцам), ФГИУ готов предоставить каждому из них персонального менеджера, который поможет им достичь намеченной цели. Для участников конкурса уже подготовили результаты международного аудита завода, финансовую отчетность по международным стандартам и сейчас заканчивают экологический аудит. Сами торги предусмотрено провести в формате аукциона и, возможно, в режиме прямого эфира, как в свое время продавали "Криворожсталь".
Точка отсечения
Впрочем, как отмечает бывший председатель ФГИУ Александр Бондарь, все эти предостережения не обладают достаточной силой, чтобы не допустить к торгам представителей то ли российского химпрома, то ли украинских бизнес-групп, нелояльных к нынешней власти. Для них ничуть не сложно спрятаться за благовидными вывесками английских, австрийских и т. д. компаний. Ранее ОПЗ действительно интересовался ряд западных химических холдингов: в частности Yara (Норвегия), CIEH (Польша), а также арабские компании. Однако в нынешней политико-экономической ситуации в Украине их можно привлечь разве что очень низкой ценой на актив. С другой стороны, это привлечет и перекупщиков, а не только портфельных инвесторов.
По поводу стартовой цены И. Билоус написал целую колонку на "Экономической правде". С большинством его аргументов можно согласиться. Во-первых, покупателю реально придется выложить за ОПЗ не 520 млн долл., а более 700 млн. В цене продажи не учтен долг завода за газ перед компанией Ostchem Дмитрия Фирташа. Но в условиях договора-купли продажи будет прописано, что новый собственник должен погасить эту задолженность. Такая норма дает существенную фору Д. Фирташу, если его компании решаться принять участие в конкурсе. Все остальные честно предупреждены, что их ждут дополнительные траты. Кроме того, важно принимать в расчет, что за 1-1,5 млрд долл. можно построить с нуля завод, аналогичный украинскому, в более спокойной и менее коррумпированной стране. Поэтому 1 млрд долл. (включая долги) станет крайней точкой отсечения реальных западных инвесторов, если такие появятся на конкурсе. Скорее всего, такая точка отсечения будет еще ниже. После нее играть на повышение продолжат разве что украинские или загримированные российские бизнес-группы.
"ОПЗ всегда был кормушкой для всех, кто пытался на него сесть, чтобы получать теневые доходы", - прокомментировал принятое решение о продаже предприятия премьер-министр Владимир Гройсман. Но те, кто до сих пор сидел на "кормушке", как раз и имеет самые высокие шансы припортоваться в Одессе. Хотя даже такой итог будет прогрессом. ОПЗ придется переориентировать на легальные схемы поставок: ведь выводить деньги из государственного кармана - это интересно, а из своего собственного - никак нет.
Бородатая история
В 2015 г. ОПЗ показал 218,5 млн грн. прибыли. Но за два предыдущих года накопил рекордные убытки - 1,777 млрд грн. В первом квартале 2016-го он опять сполз в минус (418,6 млн грн. убытков) Такая нестабильность во многом объясняется тем, что на товарных потоках завода постоянно появляются непрозрачные фирмы. Деятельность предприятия обросла длинной бородой таких фактов. Можно вспомнить наиболее яркие. Например, в 2015 г., как показало расследование областного управления национальной полиции, ОПЗ отгружал значительные объемы аммиака и карбамида иностранным контрагентам по ценам на 5-8% ниже рыночных. Среди обладателей таких льготных контрактов называются гонконгская компания Expotrade Global Limited, британская Newscope Estates, австрийская Anta GmbH. Чем не перечень зарубежных претендентов на покупку припортового?
Не менее мутная история и с поставками газа на завод. В производстве аммиака на ОПЗ почти 90% себестоимости ложится на цену закупки этого сырьевого ресурса. Но странное дело: если химпродукцию завод отпускал по заниженным ценам, то природный газ покупал по завышенным. Причем независимо от того, кто выступал поставщиком. А те на ОПЗ менялись довольно часто. Многим хочется заполучить такого щедрого клиента. В частности, в конце прошлого года договор на обеспечение природным газом ОПЗ на давальческих условиях заключила уже упомянутая выше фирма Anta GmbH. По оценкам главы Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили, на нем завод, а соответственно и государство, теряет более 90 млн долл. в год. До австрийцев главным газовым снабженцем завода была компания "Энергоальянс" из орбиты "Привата". И здесь опять же, по данным нацполиции, руководство ОПЗ выбрало дорогой вариант, хотя другие претенденты предлагали куб. м газа на 490-816 грн. дешевле.
Еще раньше завод тесно сотрудничал по газу со структурами Д. Фирташа. В конце концов это обернулось для него финансовой катастрофой. Предприятие накопило долги, которые не в силах возвратить. Теперь компания Ostchem Holding Limited из Group DF Д. Фирташа пытается вернуть свое через Стокгольмский международный арбитраж - сумма претензий вместе с штрафными санкциями достигает 246 млн долл. Из них непосредственно долг за газ - порядка 193 млн долл.
Узел Фирташа-Коломойского
Данный иск имеет прямое отношение к приватизации ОПЗ. 31 марта 2016 года в Стокгольме не только признали задолженность завода перед Ostchem, но и вынесли запрет на отчуждение до 31 августа 2016 г. любых активов одесского предприятия. Однако, по словам главы ФГИУ, это предписание не является показательным, поскольку не подтверждено в украинских судах, и в случае необходимости Фонд готов подать на него апелляцию. Но это может и не понадобиться. Во-первых, саму продажу юридически можно закрыть и после 31 августа. Во-вторых, до того времени ФГИУ не исключает возможности договориться с Group DF. В-третьих, она же в итоге может и стать покупателем ОПЗ.
В начале 2016 г. Хозяйственный суд г. Киева узаконил мировое соглашение между ОПЗ и компанией "РГК Трейдинг", поставлявший на завод газ в период до 2014 г. включительно. Согласно этому документу уже до конца мая ОПЗ должен возместить газопоставщику 345,66 млн грн. Учитывая, что "РГК Трейдинг" входит в бизнес-группу Д. Фирташа, можно считать этот локальный мир признаком способности сторон договариваться. Да и управляющий директор Group DF Борис Краснянский ранее заявлял о готовности участвовать в приватизационном конкурсе по ОПЗ. Ее победа автоматически снимает с повестки дня проблему погашения газовых долгов 2012-2014 гг.
Однако она не снимает, а скорее, только обострит проблему первого приватизационного конкурса. Как известно, в сентябре 2009 г. 99,567% акций Одесского припортового завода были почти проданы на аукционе компании "Нортима", связанной с Игорем Коломойским. При начальной цене в 4 млрд грн. "Нортима" согласилась заплатить на 1 млрд грн. больше, что по тем временам составляло примерно 620 млн долл. Но ФГИУ признал результаты торгов недействительными, а цену - заниженной, поэтому оставил актив в государственной собственности. Так что если на нынешнем конкурсе контрольный пакет акций ОПЗ уйдет по цене ниже 620 млн долл., это станет косвенным подтверждением ошибочности решения семилетней давности.
С другой стороны, победа в аукционе 2009 г. дает сегодня группе "Приват" широкие возможности влиять на результаты нынешней продажи. 25 мая в Киевском апелляционном хозяйственном суде состоится рассмотрение жалобы компании "Нортима", которая требует заключить с ней договор купли-продажи 99,6% акций ОПЗ на основании первой приватизации. Это означает, что "Приват" либо получит приоритетную возможность покупки завода еще раз, либо попытается заблокировать результаты приватизационного конкурса через суды.