В оффшоры из Украины уходит в пять раз больше денег, чем в 2013 году
При президенстве Петра Порошенко из Украины в пять раз больше уходит денег, чем во времена Януковича. Порошенко и его окружение сами участвуют в отмывании средств.
Революция, война, смена власти - многое пережито, многое изменилось в Украине за последние годы. Неизменной, впрочем, остается любовь украинских политиков и чиновников к оффшорам и австрийским банкам.
Австрия известна украинцам не только живописными Альпами и музыкой Штрауса или Моцарта. Не менее известны Украине и австрийские банки, как приют для сомнительных денег украинских чиновников и олигархов. Одной из причин привлекательности Австрии называют более сильную, чем в большинстве других стран ЕС банковскую тайну и относительно широкие возможности для минимизации налогов. Именно сюда выводила свои миллионы семья экс-премьера Николая Азарова, олигархов и "газовых комбинаторов" Сергея Курченко и Дмитрия Фирташа. Последний уже два года ожидает в Вене решение суда о его экстрадиции в США по обвинению в коррупции, другие бежали в Россию вместе с бывшим президентом Виктором Януковичем.
Тропа в Австрию не зарастает
Тем не менее, и после смены власти в Киеве сомнительных украинских денег в Австрии меньше не становится. Напротив, в 2015 году австрийские банки подали в правоохранительные органы невиданное количество заявлений о подозрении в отмывании денег гражданами Украины. При Федеральном ведомстве криминальной полиции Австрии, в течение прошлого года финансовые учреждения зафиксировали подозрительные транзакции 197 граждан Украины. Это в четыре раза больше, чем годом ранее и почти в пять раз больше, чем в 2013 году.
Такие заявления подаются в ПФР в случаях, когда у контролирующих органов возникают сомнения в законности источников происхождения средств, которые поступают на австрийские счета.
"Если сотрудник банка не может понять источников происхождения средств, он обязан подать заявление в ПФР", - пояснил представитель Банковского союза Австрии Геральд Реш.
По его словам, повышенный риск контроллеры видят в операциях, в которых задействованы оффшорные компании.
"В группу риска входят транзакции, когда деньги идут не напрямую, а с привлечением третьих стран, таких как Кипр или Британские Виргинские Острова", - объясняет Реш.
Оффшорные схемы - в центре внимания
После скандала вокруг "Панамских документов" один из крупнейших банков страны - Hypovereinsbank - заявил, что вообще прекращает обслуживать счета оффшорных компаний.
"Не исключено, что этому примеру последуют и другие банки", - предполагает представитель Банковского союза Геральд Реш. Венский экономист Северин Глазер также указывает на то, что любимая среди украинских чиновников и бизнесменов Австрия постепенно меняет свой подход к сомнительным деньгам из-за рубежа.
"Ветер меняет направление. Банковская тайна у нас уже не такая непрекасаемая, как прежде", - констатирует Глазер, один из ведущих исследователей проблемы отмывания денег в Австрии.
Глазер указывает на то, что количество сообщений банков о подозрениях в отмывании денег растет, в частности, учитывая высокие штрафы, предусмотренные в случае невыполнения предписаний по борьбе с легализацией теневых капиталов.
"Штрафы предусмотрены такие, что они просто могут перечеркнуть человеку всю жизнь", - констатирует эксперт. Поэтому банкиры в основном очень осторожны, особенно если речь идет о транзакциях оффшорных компаний.
"Владельцы счетов должны в таких случаях убедительно объяснить, для чего им нужна именно такая конструкция и что говорится о легальных средства", - объясняет Северин Глазер.
Новая власть - старые оффшоры
Тем не менее, многие влиятельные украинцы имеют в Австрии счета, оформленные именно на подконтрольные оффшорные компании. В частности, в 2014-15 годах австрийская Антикоррупционная прокуратура расследовала дело по подозрению в отмывании денег, в котором фигурировали нынешний глава Администрации президента Украины Борис Ложкин и приближенный к бывшему президенту Януковича олигарх Сергей Курченко.
Со счетов оффшорных компаний Курченко на счет Ложкина в Латвии были переведены 130 млн евро в Латвии, деньги были оформленны на оффшорную компанию. Речь шла о средствах, которые Курченко заплатил за медиа-холдинг УМХ. Впоследствии Ложкин перевел деньги на свой австрийский счет, о чем банк сообщил правоохранительным органам, заподозрив отмывания денег. Австрийская прокуратура, впрочем, так и не смогла доказать незаконность операций Ложкина и Курченко. Дело было закрыто при отсутствии информации от украинских правоохранительных органов, которая могла бы указывать на преступление.
На данный момент правоохранительные органы Австрии расследуют 14 уголовных дел против украинцев по подозрению в отмывании денег. Как стало известно из ответа министерства юстиции на депутатский запрос парламентария Иоганнеса Гюбнера, на основании заявлений шести австрийских банков о подозрении в отмывании денег открыто, в частности, два уголовных дела прокуратурой Вены и одно дело Антикоррупционной прокуратурой. Хюбнер в своем запросе к австрийскому министерству юстиции в феврале этого года обратил внимание правоохранительных органов на сомнительные финансовые сделки, связанные с окружением Петра Порошенко. Речь идет о регистрации в Австрии частного самолета, которым до президентства летал Порошенко и предоставления этого самолета в пользование другим украинским бизнесменам, которые рассчитывались за чартерные перевозки через оффшорные счета.
Оффшорные комбинации Порошенко или его окружения
Этот самолет, как выяснила DW, был оформлен на австрийскую компанию JB Park. Согласно данным финансовой отчетности компании, которой располагает редакция, через нее прошли как минимум 26 млн евро. При этом 17 млн были взяты в долг в оффшорной материнской компании Euro Business Investments LTD с Британских Виргинских островов на безвозвратной основе.
Таким образом, деньги, проведенные через оффшоры, вероятно, осели в Австрии. На компанию Euro Business Investments LTD оформлен также крахмальный завод в Германии, который находится в управлении украинских компаний, входящих в бизнес-империю Петра Порошенко. Из Германии ежегодно выводятся миллионы евро на счета оффшорных компаний, которые формально принадлежат Сергею Зайцеву - заместителю генерального директора корпорации "Рошен" и другу Порошенко.
Между тем австрийская пресса со ссылкой на информацию, полученную из базы данных "Панамских документов", в апреле сообщала о подозрительных оффшорных комбинациях еще одной компании, которую приписывают Петру Порошенко. В частности, еще в 2010 году Raiffeisen Zentralbank?sterreich выдал корпорации "Рошен" по поручению компании Linquist Services Limited с Британских Виргинских островов, а также ряда других оффшорных компаний, кредит на 115 млн евро. Деньги предоставлялись со счетов оффшорных компаний в Raiffeisen.
"Эти конструкции уязвимы к отмыванию денег. С экономической точки зрения они обычно не имеют смысла", - отметил руководитель отдела по борьбе с экономической преступностью в австрийском Федеральном ведомстве уголовной полиции Рудольф Унтеркефлер в интервью изданию Wirtschaftsblatt.
Схемы легальные, деньги - не всегда
Усиленное внимание правоохранительных органов Австрии к оффшорным схемам не случайно. Ведь схемы вроде тех, которые используют президент Порошенко и его партнеры в своих деловых отношениях, нередко используются и для масштабных финансовых злоупотреблений. Самый яркий пример последних лет - афера с выводом десятков миллионов евро из обанкротившихся украинских банков в Австрию. Нечистые на руку владельцы банков внесли деньги, которые находились на корреспондентских счетах в австрийском банке Meinl Bank, в залог по фиктивным кредитам. В результате деньги оказались на счетах оффшорных фирм, которые якобы выдавали кредиты, а вкладчики остались без денег.