Под Киевом процветает нелегальный бизнес по добыче песка
Нелегальный бизнес по добыче песка в Киевской области приближаются по своим масштабам к добыче янтаря в Ровенской и Житомирской областях. Контроль над ним держат представители прокуратуры и криминальных кругов. Официальной власти здесь не чувствуется. Впору говорить о "песочной республике" в непосредственной близости от Киева.
Об этом говорится в специальном расследовании интернет-газеты "Страна".
Каждый год в Киевской области, по данным экологов, нелегально добывают порядка 7 млн тонн песка на сумму до 15 млн. долларов Только в этом году полиция возбудила 29 уголовных дел, и несколько дел открыла прокуратура.
Впрочем, главы сельсоветов, на чьих территориях добывают песок, жалуются, что прокуроры сознательно "сливают" дела в суде, забывая даже явиться на процесс. А во-многих случаях являются и реальными владельцами этого бизнеса.
Прошлым летом получила большой резонанс история с арестом так называемых "бриллиантовых" прокуроров - зама областного прокурора Корнийца и первого замначальника Главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина. История эта связана с другим карьером - в Пуховке Броварского района. Корнийца и Шапакина обвинили в вымогательстве взятки у компаний, которые занимаются добычей песка. Деньги они требовали за то, чтобы прекратить постоянные проверки объектов.
Процесс движется ни шатко, ни валко. Зачастую прокуроры просто не являются в зал, или подают ходатайства, которые затягивают дело.
На интерес прокуратуры к песочному бизнесу говорит и Анна Старикова, глава Киевского облсовета. В апреле она заявляла, что обыски, которые прокуратура проводит в ее кабинете, связаны с инициативой области по борьбе с нелегальной добычей песка.
Депутаты Киевского облсовета в апреле этого года требовали отставки областного прокурора Евгения Бондаренко. Но и это никак не повлияло на поведение органов прокуратуры.
О схемах участия правоохранителей в песочном бизнесе "Стране" рассказал источник в правоохранительных органах.
"Все схемы прокурорских заработков на незаконной разработке недр были придуманы во второй половине 90-х, - говорит правоохранитель. - До этого незаконные карьеры по добыче чего угодно - от песка и янтаря до чернозема, щебня и глины, а также валкой леса занимались бригадные - бандиты из Киевской области. Потом их отжали в сторону милиционеры и прокурорские, взяв карьеры под свое крыло. Но настоящий расцвет по незаконной разработке недр начался с подъема строительного бизнеса - с конца 90-х. И в настоящее время, это тема "прокурорских", с небольшими вкраплениями криминальных элементов, имеющих крышу во власти. У прокуроров тоже есть несколько уровней. Непосредственно, в поле контролирует ситуацию местный прокурор. Например, в Киево-Святошинском районе. На уровне судов и проверяющих органов "крышует" областная прокуратура. Когда начинается серьезная проблема, подключается прокуратура генеральная. Незаконная добыча песка идет по нескольких схемам. Первая схема - это когда у предприятия есть все документы на разработку одного карьера в одном месте. Но на самом деле выработка песка идет на территории в 10 раз большей. Об этом прекрасно знают правоохранители, однако сделать ничего не могут - прекращение работы предприятия это целиком прерогатива прокуратуры. Как правило, доля прокурорской крыши - треть прибыли от продажи "левого" песка. Вторая схема - это "черная выработка" песка. Производится как правило, совершенно открыто в глухих местах Киевской области. В этом случае доля прокуратуры гораздо больше - половина доходов от продажи песка. Третья схема - это намыв речного песка "дноуглубителями". Вроде как делается благое дело, углубляется река. Вот только песок от намыва куда-то "исчезает". В этом случае доля прокурорских тоже одна треть от добытого".