Трагедия в Днепре: какие выводы сделают в Киеве?
Сегодня в Днепре расстреляли наряд полицейских. Артем Кутышев погиб на месте. На операционном столе умерла его напарница Ольга Макаренко.
Полицейские остановили серебристый «Ситроен», который проехал на красный свет в районе автовокзала и там его водитель учинил расправу над полицейскими. Он убил наповал Артема, Ольге досталось три пули, одна из которых застряла в позвоночнике и стала причиной смерти молодой женщины, матери 2 детей. С места происшествия исчез пистолет Артема. Некоторые сайты сообщили, что полицейского застрелили из его же оружия.
В преступлении подозревают Александра Пугачева, в прошлом - не очень законопослушного частного предпринимателя, в недалеком прошлом - бойца полка спецназначения «Торнадо». На момент преступления он находился в розыске. Ближе к вечеру его задержали в ОКБ им. Мечникова с пулей в животе. По словам главврача Сергея Рыженко, туда он обратился по старой памяти, ведь именно в Мечникова в свое время он лечил боевое ранение.
Стрелять или не стрелять?
Давайте рассмотрим кадры расстрела полицейского наряда. У многих возникли вопросы к качеству подготовки патрульных. Самый главный вопрос: почему полицейские посадили преступника на заднее сиденье своего автомобиля?
Прошло всего несколько месяцев с тех пор, как страна с энтузиазмом приняла появление на улицах украинских городов новых полицейских, так похожих на американских копов.
Но потом началась реальная жизнь и выяснилось, что умение виртуозно водить машину приходит с годами, после упорных тренировок. Также, как и умение обращаться с оружием. И если разбитые «Приусы» украинцы готовы были прощать улыбчивым полицейским, то вопрос правомерности применения силы представителями закона обсуждался много и эмоционально. Общество оказалось не готово довериться полицейским и начало... жалеть правонарушителей.
Вспомните погоню полицейских по киевским улицам за укуренной молодежью в феврале этого года. Напомню, группа молодых людей в состоянии наркотического опьянения пыталась удрать от полицейских на БМВ, при этом они развивали скорость до 190 км. ч. На законные требования остановиться они не реагировали, полицейский применил оружие и убил семнадцатилетнего юношу, пассажира ВМВ. Экспертиза установила, что было произведено 77 выстрелов, 14 из которых попали в автомобиль. Действия полиции сразу объявили непрофессиональными. Полицейского взяли под стражу, открыли уголовное производство.
Вторая история - случай в с. Кривое Озеро Николаевской области. Полицейские, приехавшие на вызов женщины, застрелили из травматического оружия семейного скандалиста, ее мужа. Народ восстал, полицейская верхушка района слетела, одного участника событий обвинили в убийстве. Остальные проходят по делу в качестве свидетелей.
Случай в Николаеве - история с пьяными мажорами, которые в центре города бросались на людей. Тут полиция не стреляла, но все равно оказалась виноватой. Помощник министра внутренних дел Антон Геращенко сразу же пообещал уволить полицейских за бездействие. Неужели уволили сразу пять экипажей, которые прибыли на место события?
Новая полиция дезориентирована, а старая - нежизнеспособна. Вспомним, что тот же Александр Пугачев, который расстрелял патрульных в Днепре, целый год находился в розыске и при этом спокойно передвигался по городу, не слишком скрываясь. Почему его не искали? По словам начальника ГУНП Украины в Днепропетровской области Игоря Репешко, серьезные сокращения национальной полиции, текучка кадров и рост преступности за последние годы привели к колоссальной нагрузке на следователей. У некоторых из них одномоментно в работе до 400 уголовных производств. Как вы думаете, какого качества будут эти расследования?
Между тем, в первом полугодии 2016 года в ЕРДР зарегистрировали более 29 тысяч преступлений. В 2015 году - 25 299. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом стало на 43% больше тяжких и особо тяжких преступлений.
Куда идут реформы МВД?
Оставим в стороне экономическую ситуацию, войну, количество оружия на руках у мирных граждан и даже закон Савченко. Реформировать правоохранительную систему на таком фоне - архисложная задача. Особенно сложно найти честных и умных профессионалов, готовых работать на износ за 3,5-4 тыс. грн в полицейской форме. На Днепропетровщине в результате аттестации 21 из 57 руководителей высшего звена рекомендовано уволить, 10 понизить. Где брать им замену - вопрос открытый. И решить его не под силу никому из сотрудников МВД. Нужно менять систему, а это - прерогатива Верховной Рады.
Что думают депутаты
Народный депутат Виталий Куприй в смерти полицейских из Днепра обвиняет лично Хатию Деканоидзе и требует ее увольнения. В своем посте на фб он рассказал, как еще в феврале, после киевской погони, на заседании комитета законодательного обеспечения вместе с Юрием Луценко предложил Хатии усилить подготовку копов. Но она тогда не согласилась. Специалисты нацполиции Днепропетровской области, которые не входят в патрульную полицию, неоднократно предлагали помощь своим младшим коллегам в повышении квалификации. Но позиция Хатии не изменилась: «Мы ничего не хотим иметь общего со старой системой». По словам Виталия Куприя, именно Хатия виновата в том, что патрульная полиция подчиняется непосредственно ей и не подчиняется начальникам областного управления полиции. В то время как за показатели раскрытия преступности отвечают именно они. Вывод Виталий Куприй делает такой, что нельзя было бездумно рушить систему, надо было взять от нее все самое лучшее.
Внефракционный депутат Виктор Балога из-за трагических событий в Днепре призвал Верховную Раду принять закон о мандате на использование огнестрельного оружия. Украина никогда не станет безопасным государством, пока у полицейского не будет таких же прав на применение оружия, как у американского копа. Возможно, ценой таких полномочий будет то, что количество смертей от огнестрельного оружия приравнивается к потерям на войне. Но такова цена безопасности для законопослушных граждан - полицейскому нужно дать не только новую форму, но и мандат на применение оружия. И мы в Верховной Раде должны для этого принять такие же законы, как действуют в США".
Дискуссия на тему кто виноват и что делать в украинском обществе еще только разворачивается. Но уже сейчас понятно, что гибель полицейских из Днепра - это только начало. В криминализованном обществе у неподготовленных полицейских очень велик шанс нарваться на пулю преступника. А они у нас именно такие. В Германии, чтобы стать полицейским, человек учится два года, во Франции - 16 месяцев. В Америке время обучения в каждом штате свое. Дольше всего учатся полицейские на Гаваях - немногим более тысячи часов. В Украине - 2,5 месяца.
В то же время вседозволенность полицейских в США - это миф. Американскому полицейскому, как и украинскому, нельзя открывать огонь без объективной причины. А объективная причина одна - угроза безопасности себе или окружающим. Кстати, американским полицейским запрещено стрелять в безоружного убегающего человека. Каждый случай применения оружия расследуется.
Кстати, Хатия Деканоидзе неоднократно заявляла, что готова сложить с себя полномочия. Как реформировать полицию, не подменяя реформы всеобщей борьбой с коррупцией, как не превратить молодых ребят в пушечное мясо, как остановить рост преступности - обществу еще предстоит дать ответ на эти жизненные вопросы. А пока по сети гуляет то ли правдивая, то ли вымышленная беседа обывателя с полицейским, главная мысль которой - если вы попали в беду, полицейского рядом не будет. Первоисточник, кстати, - на сайте Ассоциации владельцев оружия.
В Днепре в понедельник объявлен траур. Горожане начинают сбор средств в помощь семьям погибшших полицейских. Но если важные системные вопросы организации работы полиции не будут решены, это могут быть не последние похороны молодых красивых людей в мирных украинских городах. Марина Деобальд